Мертвые жуки, пластилиновые черти: кто и как создавал первые отечественные мультфильмы


Мультфильмы смотрят и любят люди всех возрастов, не только дети. Но лишь немногие задумываются, когда и кем снимались первые российские анимационные картины, как они выглядели.
Вместе с историком анимации, кинокритиком Павлом Шведовым и главным редактором киноведческой артели 1895.io, историком кино и анимации Станиславом Дединским MCUniverse расскажет об основателях отечественной мультипликации и ее закулисье.




Анимация появилась в конце ХIХ века. До ее создания дети довольствовались театром теней и кукольными шоу. Начало новому искусству положил французский изобретатель Эмиль Рейно, конструктор
, стоявший у истоков технологии стоп-моушена.Метод съемки первых мультфильмов
Стоп-моушен буквально переводится как «стоп-движение» и означает покадровую съемку. На заре становления кинематографа он был чуть ли не единственным доступным спецэффектом. Именно с помощью него были сняты первые анимационные фильмы в России.
Родоначальник(и) анимации
Если брать в расчет хронологические рамки, то первым русским мультипликатором был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Он использовал стоп-моушен в 1906 году, сняв балетные фигурки в движении на фоне декораций. Но дело в том, что киноленты Ширяева представляли собой учебные картины и не были предназначены для широкого показа. Долгие годы пленки хранились у хореографа, и лишь в 1995 году их оцифровали. Общепризнанным родоначальником кукольной анимации считается другой человек — режиссер Владислав Старевич, дебютировавший в кино в 1912 году.




Так кем же был тот самый новатор?
Владислава Старевича можно назвать человеком мира. Он родился в 1882 году в Москве. После смерти матери был отправлен к родственникам в Литву. Воспитывался будущий кинорежиссер в многоязычной среде: его окружали и русские, и литовцы, и поляки, и немцы.


Паспорт поданного Российской империи, тем не менее, оставался у него до конца жизни.
В школе Владислав серьезно увлекался фотографией и
Юноша собирал и засушивал насекомых, делал их макеты. Желая развиваться в этой области, он поступил на биологический факультет. Когда устроился на работу в краеведческий музей, получил доступ к имеющейся там кинокамере.Одним из любимых режиссеров Старевича был француз Жорж Мельес, снявший первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм — «Путешествие на Луну». Вдохновившись его опытом, мужчина решил создавать свои картины. Для этой цели он захотел использовать насекомых.




«Прекрасная Люканида» — дебют дрессировщика жуков
Первые фильмы, снятые в 1909 году на средства музея, «Жизнь стрекозы» и «Скарабеи», до нас не дошли. В 1912 году Владислав Старевич выпустил еще одну анимационную киноленту под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», которая теперь хранится в Госфильмофонде России.
Режиссер вспоминал о технических трудностях создания этой картины, говорил, что жуки-актеры либо никак не хотели шевелиться из-за яркого света ламп, либо, наоборот, совершали много лишних движенийв ненужную сторону. Тогда Старевич пустил в дело мертвых засушенных насекомых, которых едва ли можно было отличить от живых. В их лапки он вставил проволоку и смазал суставы воском, благодаря чему позы кукол можно было менять как угодно.
В фильме жуки пародировали сцены из рыцарских романов. Короткометражка имела успех не только у российской, но и у зарубежной аудитории вплоть до 1925 года.
Одиночка-энтузиаст. В чем его заслуга?
Старевич создал первую мультипликационную работу, когда в Российской империи этой сферой еще мало кто интересовался. В Америке начала XX века, например, уже возникло большое количество киностудий. Там сложилась коммерческая система, ориентированная на то, чтобы поставлять в кинотеатры каждые две недели очередной выпуск рисованного фильма. В это же время в нашей стране анимация пока оставалась занятием отдельных энтузиастов.
После «Люканиды» Владислав Старевич снял еще целую череду кинокартин, сделавших его популярным. Из них, к сожалению, сохранились лишь некоторые: «Месть кинематографического оператора», «Рождество обитателей леса» (где впервые используется антропоморфная кукла Деда Мороза), «Стрекоза и муравей», «Лилия Бельгии», «Веселые сценки из жизни животных».
До чертиков
Параллельно с мультипликацией режиссер работал над постановкой комбинированных игровых кинолент. В немом фильме «Ночь перед Рождеством» он впервые совместил актерскую игру и метод стоп-моушена в одном кадре.


Особенно зрителей удивляла сцена, в которой актер Иван Мозжухин в роли черта уменьшался в размерах и прыгал в карман к кузнецу Вакуле. Она была снята с помощью двойной проекции: кадр как бы поделили на две части. В одной стоял застывший Вакула, в другой — черт, которого благодаря стоп-моушену сначала заменили на фигуру из папье-маше, потом несколько раз уменьшили этот макет и в конце концов подложили вместо него пластилинового чертика, попавшего прямо в карман к кузнецу. Подобные трюки действительно поражали людей того времени.
Почерк насмешливого мастера
Сюжеты работ Старевича чаще всего были пародиями на популярные фильмы проката. Например, в «Мести кинематографического оператора» мужчина высмеивал экранные штампы и нравы современного общества, находившие отображение в киноискусстве.


Считается, что в конце 1912 года мультипликатор сделал рисованный ролик-сюрприз, в котором методом покадровой съемки прямо на пленке нацарапал пожар. Во время киносеанса люди с ужасом выскакивали из зала, думая, что в будке киномеханика что-то загорелось. Это нередко случалось в те годы. Однако тогда зрителям, естественно, ничего не угрожало: просто аниматор, любитель злых шуток и черного юмора, таким образом презентовал свой новый проект.
Устарела ли покадровая съемка сегодня?
Конечно, почти любую анимацию теперь можно сделать на компьютере. Это дешевле, быстрее и менее энергозатратно. Но остались еще киноделы-поклонники классического стоп-моушена. Одни из самых известных — Тим Бертон, Уэс Андерсон, Генри Селик.