Мертвые жуки, пластилиновые черти: кто и как создавал первые отечественные мультфильмы

Мультфильмы смотрят и любят люди всех возрастов, не только дети. Но лишь немногие задумываются, когда и кем снимались первые российские анимационные картины, как они выглядели.

Вместе с историком анимации, кинокритиком Павлом Шведовым и главным редактором киноведческой артели 1895.io, историком кино и анимации Станиславом Дединским MCUniverse расскажет об основателях отечественной мультипликации и ее закулисье.

Эксперт П. Шведов
Эксперт С. Дединский

Анимация появилась в конце ХIХ века. До ее создания дети довольствовались театром теней и кукольными шоу. Начало новому искусству положил французский изобретатель Эмиль Рейно, конструктор праксиноскопа , стоявший у истоков технологии стоп-моушена.

Метод съемки первых мультфильмов

Стоп-моушен буквально переводится как «стоп-движение» и означает покадровую съемку. На заре становления кинематографа он был чуть ли не единственным доступным спецэффектом. Именно с помощью него были сняты первые анимационные фильмы в России.

Когда говорят про анимацию, чаще всего имеют в виду рисованную. Но на самом деле одна из ранних технологий, ставшей классической, — стоп-моушен. Она подразумевает создание иллюзии движения объемных объектов. Сначала ими выступали неживые предметы, например, ботинки и щетки в «Электрическом отеле» Сигундо де Шомона, а затем уже и куклы. Так вот, кукла как феномен киноискусства возникла как раз в нашей стране,говорит Павел Шведов

Родоначальник(и) анимации

Если брать в расчет хронологические рамки, то первым русским мультипликатором был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Он использовал стоп-моушен в 1906 году, сняв балетные фигурки в движении на фоне декораций. Но дело в том, что киноленты Ширяева представляли собой учебные картины и не были предназначены для широкого показа. Долгие годы пленки хранились у хореографа, и лишь в 1995 году их оцифровали. Общепризнанным родоначальником кукольной анимации считается другой человек — режиссер Владислав Старевич, дебютировавший в кино в 1912 году.

А. Ширяев
В. Старевич
У русской мультипликации есть, как минимум, два человека, которые были причастны к ее созданию. Сначала это, конечно, Владислав Старевич, а затем уже Александр Ширяев. Во-первых, оба они ставили перед собой разные задачи. Фильмы Старевича предназначались для массового зрителя, а картины Ширяева — для частного закрытого просмотра. Во-вторых, последнего широкая аудитория узнала относительно недавно, поэтому нельзя сказать, что именно он имел значительное влияние на развитие отечественной анимации,отмечает Станислав Дединский

Так кем же был тот самый новатор?

Владислава Старевича можно назвать человеком мира. Он родился в 1882 году в Москве. После смерти матери был отправлен к родственникам в Литву. Воспитывался будущий кинорежиссер в многоязычной среде: его окружали и русские, и литовцы, и поляки, и немцы.

Паспорт поданного Российской империи, тем не менее, оставался у него до конца жизни.  

В школе Владислав серьезно увлекался фотографией и  энтомологией. Юноша собирал и засушивал насекомых, делал их макеты. Желая развиваться в этой области, он поступил на биологический факультет. Когда устроился на работу в краеведческий музей, получил доступ к имеющейся там кинокамере.

Одним из любимых режиссеров Старевича был француз Жорж Мельес, снявший первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм — «Путешествие на Луну». Вдохновившись его опытом, мужчина решил создавать свои картины. Для этой цели он захотел использовать насекомых.

Кадры из фильма «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса
Кадры из фильма «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса

«Прекрасная Люканида» — дебют дрессировщика жуков

Первые фильмы, снятые в 1909 году на средства музея, «Жизнь стрекозы» и «Скарабеи», до нас не дошли. В 1912 году Владислав Старевич выпустил еще одну анимационную киноленту под названием «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», которая теперь хранится в Госфильмофонде России.

Режиссер вспоминал о технических трудностях создания этой картины, говорил, что жуки-актеры либо никак не хотели шевелиться из-за яркого света ламп, либо, наоборот, совершали много лишних движенийв ненужную сторону. Тогда Старевич пустил в дело мертвых засушенных насекомых, которых едва ли можно было отличить от живых. В их лапки он вставил проволоку и смазал суставы воском, благодаря чему позы кукол можно было менять как угодно.

В фильме жуки пародировали сцены из рыцарских романов. Короткометражка имела успех не только у российской, но и у зарубежной аудитории вплоть до 1925 года.

Одиночка-энтузиаст. В чем его заслуга?

Старевич создал первую мультипликационную работу, когда в Российской империи этой сферой еще мало кто интересовался. В Америке начала XX века, например, уже возникло большое количество киностудий. Там сложилась коммерческая система, ориентированная на то, чтобы поставлять в кинотеатры каждые две недели очередной выпуск рисованного фильма. В это же время в нашей стране анимация пока оставалась занятием отдельных энтузиастов.

Но все-таки именно Старевич — один из немногих людей той эпохи в принципе, который понял, как успешно применять покадровую съемку и создавать на экране законченный увлекательный образ — куклу, а не использовать объекты, играющие лишь вспомогательную роль, как те же ботинки и щетки,подчеркивает Станислав Дединский

После «Люканиды» Владислав Старевич снял еще целую череду кинокартин, сделавших его популярным. Из них, к сожалению, сохранились лишь некоторые: «Месть кинематографического оператора», «Рождество обитателей леса» (где впервые используется антропоморфная кукла Деда Мороза), «Стрекоза и муравей», «Лилия Бельгии», «Веселые сценки из жизни животных».

До чертиков

Параллельно с мультипликацией режиссер работал над постановкой комбинированных игровых кинолент. В немом фильме «Ночь перед Рождеством» он впервые совместил актерскую игру и метод стоп-моушена в одном кадре.

Кадры из фильма «Ночь перед Рождеством» В. Старевича

Особенно зрителей удивляла сцена, в которой актер Иван Мозжухин в роли черта уменьшался в размерах и прыгал в карман к кузнецу Вакуле. Она была снята с помощью двойной проекции: кадр как бы поделили на две части. В одной стоял застывший Вакула, в другой — черт, которого благодаря стоп-моушену сначала заменили на фигуру из папье-маше, потом несколько раз уменьшили этот макет и в конце концов подложили вместо него пластилинового чертика, попавшего прямо в карман к кузнецу. Подобные трюки действительно поражали людей того времени.

Почерк насмешливого мастера

Сюжеты работ Старевича чаще всего были пародиями на популярные фильмы проката. Например, в «Мести кинематографического оператора» мужчина высмеивал экранные штампы и нравы современного общества, находившие отображение в киноискусстве.

В. Старевич с героями своих мультфильмов

Считается, что в конце 1912 года мультипликатор сделал рисованный ролик-сюрприз, в котором методом покадровой съемки прямо на пленке нацарапал пожар. Во время киносеанса люди с ужасом выскакивали из зала, думая, что в будке киномеханика что-то загорелось. Это нередко случалось в те годы. Однако тогда зрителям, естественно, ничего не угрожало: просто аниматор, любитель злых шуток и черного юмора, таким образом презентовал свой новый проект. 

Устарела ли покадровая съемка сегодня?

Конечно, почти любую анимацию теперь можно сделать на компьютере. Это дешевле, быстрее и менее энергозатратно. Но остались еще киноделы-поклонники классического стоп-моушена. Одни из самых известных — Тим Бертон, Уэс Андерсон, Генри Селик.

У меня нет ощущения, что покадровая съемка стала анахроничной. Это не так, что доказывается в том числе периодически номинированными картинами со стоп-моушеном на «Оскар». Например, в этом году таковыми стали «Пиноккио Гильермо дель Торо», «Марсель, ракушка в ботинках». И то, что технология с течением времени обновляется, подтверждает ее актуальность для многих аудиторий,отмечает Павел Шведов

Поделиться: