Россия смеётся, значит, живёт: как юмор стал национальной терапией

В России можно не знать курс доллара, но шутку про него — обязательно. Когда новости перестают смешить, люди переключаются на тех, кто делает это профессионально. 

Поделиться:
1200px-Шоу__Уральские_пельмени_

Источник: ru.wikipedia.org

Почему в странах СНГ юмор — это больше, чем просто шутки 

Сегодня юмористические шоу заменили и новости, и психологов. Комедийный жанр стал рупором общественности. Благодаря культурным традициям, историческому опыту и особенностям общественного сознания, с советских времен он выполнял функцию «одобренной иронии». Через анекдоты, сатирические передачи и КВН люди учились говорить о серьёзном на языке шутки. 

В условиях, когда прямое высказывание могло быть крайне опасным, смех становился формой защиты и способом выражения мнения. И эта культурная привычка не исчезла: в постсоветское время она превратила комизм в один из главных каналов общественного разговора. Те, кто раньше смеялся на кухнях, теперь делают это в телешоу и соцсетях.

Как КВН, Камеди Клаб и Уральские пельмени задали формат коллективного юмора 

Источник: tnt-online.ru

«Клуб весёлых и находчивых» унаследовал свою идею от программы «Вечер весёлых вопросов». В этом проекте ведущие напрямую взаимодействовали с публикой в зале, и данный интерактивный подход стал основой для КВН, впервые показанного в 1961 году. Для него разработали концепцию телевизионного соревнования, где студенческие команды состязались в остроумии и умении импровизировать. Шоу было гибким: не было чётко установленного графика, правила постоянно менялись, на ходу придумывались новые конкурсы, номинации. И, тем не менее, КВН очень нравился телезрителям благодаря новизне и неординарности.

Этот коллективный принцип юмора — когда шутка «работает» через взаимодействие, а не сольный монолог, впоследствии стал базой для следующих проектов. Молодые умы участников шоу кипели идеями и амбициями. В 2003-м году команда КВН «Новые армяне» и другие комики во главе с Гариком Мартиросяном создали новое шоу — всем известный Comedy Club.

С этого момента юмор в России перешёл на новый этап. Зрителю приелась сатира про власть и глобальные проблемы, поэтому лидерские позиции заняли «бытовые» темы. Артисты Comedy Club отлично справлялись с этим, фокусируя внимание на шутках про надоедливую тёщу, скупого начальника или ворчливую бабушку у подъезда. Командность выражалась не в сюжетных номерах, а в атмосфере, взаимной поддержке и общем стиле — саркастичном, провокационном, обращённом к молодёжной аудитории. Comedy Club стал примером того, как коллектив может задавать бренд и тональность, даже если выступают индивидуальные артисты.

Подхватывая и развивая формат «бытовых» шуток, телеканал СТС в 2009 году запустил собственное шоу «Уральские пельмени». Новое телешоу взорвало рейтинги. Выступления адаптировались под каждого зрителя, герои отражали повседневную жизнь простого россиянина с беспроигрышным попаданием. Фактически, «Пельмени» закрепили на телевидении форму сатирического театра, где важен не только текст, но и пластика, мизансцена и ансамбль.

От сценической реплики до статуса кумира

Источник: vsluh.ru

Точкой отсчёта принято считать 2012 год — именно тогда зародился стендап как самостоятельный жанр. Благодаря Руслану Белому* было создано первое в России телевизионное шоу, полностью посвященное классическому стендапу — «Stand Up» (18+)*.

* К созданию передачи «Stand Up» причастен иностранный агент Руслан Белый

Особенность стендап-выступлений: выступающий не прячется за ролью — он выходит на сцену «сам». Эта непосредственность рождает доверие и эмоциональную близость. Комики говорят о том, что волнует зрителей прямо сейчас — о социальных изменениях, личных переживаниях, бытовых трудностях и глобальных темах, делая это искренне и с самоиронией.

Форматы вроде «Stand Up» (18+) на ТНТ, «Labelcom» (18+), «Big Russian Boss Show» (18+) сделали комедию доступной для всех, позволили артистам напрямую общаться со зрителями. Их реплики расходятся на цитаты, а монологи становятся вирусными. Они состоят из тем, которые в других форматах кажутся неудобными или табуированными.

Комики — это новые «бренды», чья индивидуальность важнее формата. Алексей Щербаков, Нурлан Сабуров, Илья Соболев, Данила Поперечный*, Руслан Белый* — каждый создал собственную «вселенную» со своей интонацией, ценностями и аудиторией. Многие современные стендаперы строят образ на уязвимости, самоиронии и умении смеяться над собой. Их искренность воспринимается как смелость, а насмешливость как форма внутренней свободы. Путь стендаперов стал отражением того, как общество ищет искренность и личность в публичных фигурах.

Где смеются громче: особенности стендапа в СНГ и мировая карта комедии 

Источник: netflix.com

На Западе стендап изначально зародился как способ личностного выражения. Артист рассказывал про свою философию, свое мировоззрение, свою жизненную историю. Главным было «я». В России комизм, появившийся как массовое и коллективное явление, медленно переходил к «пространству для частного разговора», где можно было говорить только о себе. Путь юмора в России был обратным: от «мы» до «я».

Русский стендап всегда балансировал между серьёзным и смешным. Большая часть шуток строится вокруг бюрократии, бедности, «плохих российских дорог» и бытового абсурда, тревог и самоиронии как о части национального характера. В то время как западные шутники чаще фокусируются на идентичности, правах меньшинств, гендерных или политических вопросах, у нас  — это разговор о повседневной борьбе за нормальность.

«Там гораздо жёстче. В русскоязычной комедии у нас тоже есть такие моменты, но мы пока не дошли до уровня, например, Red Nose Day, когда в поддержку разных заболеваний проходят камеди-активности. Они могут посмеяться над инвалидами, и это нормально. Там этот барьер преодолели, у нас пока что нет, и в этом тоже проблема», — комментирует Юрий Шахметов в интервью «SPISH?».

В нашей стране зритель и комик понимается как единый организм. Многое зависит от реакции зала, поскольку выступающий всегда общается с публикой. Смех в зале становится продолжением истории, актом действия, а не просто фоновым шумом. Артист чувствует энергетику аудитории, и именно в этом рождается магия живого выступления. В отличие от западной традиции, где дистанция между сценой и залом сохраняется, российский стендап строится на соучастии. 

*Руслан Белый признан иностранным агентом на территории РФ
*Данила Поперечный признан иностранным агентом на территории РФ

Поделиться: