Бывают ситуации, которые не соответствуют общественным нормам. Любовь к университетскому наставнику — одна из них. Совместно с когнитивно-поведенческим психологом Екатериной Донцовой и старшим преподавателем направления «Реклама и связи с общественностью» МГПУ Елизаветой Игнатенко разберем, почему возникает влюбленность, как её проработать и что об этом думают сами педагоги.
Согласно исследованию образовательной платформы Skillbox и сервиса маркетинговых исследований «Анкетолог», 22% россиян испытывали романтическое влечение к своему педагогу. 18% из этого числа приходились на университетские годы.
Почему у каждого пятого возникают чувства к преподавателю?
«Влюбленность — это очарованность человеком. Оно возникает, когда мы выделяем в ком-то понравившиеся качества и, опираясь на них, идеализируем личность», — отмечает Екатерина.
Глубокие чувства к преподавателю чаще всего проявляется через уважение к его знаниям и опыту, а также через стремление находится в его присутствии и получать его одобрение. Воодушевлённый студент нередко ищет способы привлечь внимание наставника, будь то активное участие в учебном процессе или стремление глубже понять его характер за пределами аудитории.
У каждого человека предпосылки романтического влечения могут быть разные: индивидуальное восприятие, симпатия к статусности, нехватка внимания и теплоты от старшего поколения.
Остановимся на трёх основных причинах, которые выделил психолог:
Идеализация объекта
Причиной возникновения чувств могут стать личные качества педагога, которые нравятся студенту, например, отзывчивость, доброта, скрупулёзность, ответственность, эрудированность. Обучающийся восторгается этими чертами и хочет их перенять, что впоследствии иногда перерастает в любовь.
Екатерина советует выделить и назвать качества, которыми вас восхитил человек. Далее подумать о наличии этих же особенностей у вас. Их недостаток может и быть причиной влечения.
Родительский образ
По словам психолога, если студент испытывал недостаток поддержки или любви от родителя в детстве или в период взросления, он, вероятно, будет искать эти аспекты в других значимых для себя фигурах, включая преподавателей. Это способно привести к развитию романтических чувств, основанных на смешении эмоциональной потребности и уважения к авторитету.
Подробнее про такое проецировании «родителя» можно узнать в исследовании журнала о психологии и психоанализе PSY.media. Авторы, опираясь на психологическую теорию трансференции Зигмунда Фрейда, изучили возникновение переноса в системе отношений «студент — преподаватель».
Теплое отношение со стороны педагога
Если наставник проявляет интерес к успехам обучающегося, хвалит его за достижения и старается помочь в улучшении его профессиональных навыков, то развивает у него ощущение признания и важности. В условиях университета, где человек находится в поисках своей идентичности и часто ищет подтверждение своих усилий, такое внимание может восприниматься как проявление эмоциональной близости.
«Влюбленность — чувство прекрасное. Но это всегда про идеализацию. Мы видим не реальную личность, а только образ, достроенный на основе зацепивших нас качеств», — добавляет Екатерина.
«Явление достаточно частое на первом и втором курсах. Обычно влюбленность возникает у девушек — романтизм взросления. В жизни появляется новое окружение: взрослые, умные, состоявшиеся мужчины, которые по сравнению с одногруппниками выглядят более представительно», — рассказывает Елизавета.
Как справиться со своими чувствами?
Екатерина советует не игнорировать влюбленность и попытаться мыслить критически, разобраться, на чем симпатия основана, какие последствия возможны, как реагировать на чувства.
Своим сокровенным можно поделиться с близкими друзьями. Главное — помнить, что неопытные люди порой предлагают срочные и необдуманные действия. Важно сохранять спокойствие и анализировать советы. Если человек не в силах решить проблему самостоятельно, стоит обратиться к психологу. Специалист исследует природу чувств, непредвзято выслушает и подскажет решение.
Педагогу, в свою очередь, тоже нельзя игнорировать эту проблему.
«Преподавателю стоит проявить тактичность и отнестись к чувствам студента уважительно. По возможности стоит поговорить с учеником без посторонних и сказать, что он не хочет обижать и оскорблять его чувства, но взаимностью не ответит», — уточнила Екатерина.
«Для начала нужно посоветоваться с вузовским психологом и уже после этого поговорить со студентом. Игнорирование ситуации может обернуться серьёзными последствиями для обучающегося: психологической травмой, клинической депрессией, а в худшем случае — суицидом», — отметила Елизавета.
Что делать, если о влюбленности узнают окружающие?
Чувства между преподавателем и студентом могут вызвать насмешки со стороны одногруппников или знакомых. В таких случаях важно сохранять самообладание и не отвечать на них.
«Чем спокойнее и сознательнее наша реакция на отношение окружающих, тем быстрее люди прекратят обсуждения — им нечем нас зацепить, интерес теряется», — отмечает психолог.
Что про романтическое влечение студентов думают сами преподаватели?
«По опыту скажу, что первое время преподавателю приходится непросто в эмоциональном плане. Главное правило: не обращать внимание на манипуляции, сохранять спокойствие, нейтральный тон общения и не позволять обучающему проявлять свои чувства на занятиях, ставя себя и преподавателя в неудобное положение. Как бы жестоко это ни звучало, любовь приходит и уходит, а образование остаётся. Поэтому важно донести эту мысль. На преподавание это не влияет, но часто студенты начинают избегать пар объекта влюбленности, а вот это уже плохо воздействует на успеваемость и освоение образовательной программы. В этот период важно наблюдать за человеком и быть на связи с куратором учебной группы», — рассказывает Елизавета.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в 2020 году заявило, что такого рода отношения выходят за рамки академической этики, вредят качеству образования, репутации университетов и системы образования в целом.
«В уставах вузов прописано, что романтические отношения со студентами нежелательны. В некоторых учреждениях за это грозит увольнение. У каждого человека свои понятия «дозволенности». Для кого-то роман со студентами уместен, а для кого-то — нет. Для меня — это табу, а вот дружба — это нормально. Со многими выпускниками я общаюсь, и мы дружим семьями», — дополняет старший преподаватель МГПУ.