Веном: как костюм Человека-паука эволюционировал в самостоятельного героя кино

Веном: как костюм Человека-паука эволюционировал в самостоятельного героя кино

Источник: кадры из фильма «Веном: Последний танец»

«Каким образом из одеяния супергероя появился персонаж, захвативший сердца зрителей по всему миру?» Выясняем, как с годами прогрессировал образ Венома

24 октября состоялась премьера заключительной части трилогии о культовом антигерое Marvel – «Веном: Последний танец». Инопланетянин Веном из расы симбиотов, не способных существовать без слияния с другими организмами, уже не один десяток лет является любимцем поклонников супергероики, а фильмы о нём собирают большую кассу.

Несмотря на успешность картин о Веноме, в массовой культуре он не сразу стал самодостаточным персонажем, каким пришелец представлен в трилогии фильмов. Этому предшествовал долгий путь трансформации и переосмысления его образа. Разбираемся, как менялся и развивался чёрный симбиот с течением времени.

Симбиоз идей: история рождения Венома

Первое появление Венома в симбиозе с Эдди Броком
Источник: комикс «Amazing Spider-Man», том 1, выпуск 299

Изначально никакого Венома не должно было существовать: в мае 1984 года в серии комиксов «Удивительный Человек-паук» был показан чёрный костюм, усиливающий способности своего носителя. Идея о превращении одеяния Человека-паука во внеземного монстра возникла лишь спустя несколько месяцев после его первого появления.

Веном как полноценный персонаж дебютировал в той же серии комиксов лишь спустя четыре года, пройдя через переосмысление, которое окончательно сделало его пришельцем. По сюжету живой костюм тайно управлял телом Питера Паркера, который и прячется за маской Человека-паука, пока тот спал. Вскоре монстра разоблачают и, отделив от супергероя, запирают в лаборатории, где в нём рождается жажда мести. В качестве носителя для симбиота был придуман Эдди Брок – журналист с несчастной судьбой, потерявший работу и жену из-за собственной ошибки в расследовании, публично изобличенной Человеком-пауком. Отчаявшийся мужчина встречается с Веномом, и вместе они образуют опасный дуэт, желающий отомстить супергерою.

Веном планировался как злое отражение Человека-паука и имел те же способности и схожий с ним внешний вид: ловкость, стрельбу паутиной, возможность ползать по стенам и даже логотип паука на груди озлобленный инопланетянин позаимствовал у бывшего партнёра. Здесь он также обрёл такие черты, как острые зубы, когти и массивное телосложение.

Такой разный Веном: дорога через десятилетия

Веном сражается с Карнажем
Источник: мультсериал «Человек-паук» (1994), 3 сезон 11 серия

Со временем образ Венома в комиксах трансформировался из простого злодея в антигероя, который готов защищать невинных и бороться с преступностью, пусть и своеобразными методами, зачастую идущими вразрез с законом и нормами морали. Таким пришелец был показан и в мультсериале 1994 года «Человек-паук», который первым представил персонажа на экранах телевизоров.

Становление Венома тут во многом повторяет сюжет из комиксов. Оттуда в сериал перекочевал и заклятый враг Эдди Брока, симбиот Карнаж, своей безумной жестокостью вынудивший того объединиться с Человеком-пауком и повлиявший на его переход от злодейства к роли защитника слабых.

На больших экранах Веном впервые предстал в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» в 2007 году. Его первое воплощение в кино сильно отличалось от привычного образа симбиота. Всё дело в том, что режиссёр картины, Сэм Рэйми, хотел сделать персонажа более устрашающим и реалистичным. Характер внеземного монстра в киноленте почти не раскрывается, инопланетянин используется скорее как инструмент, который дополняет образы Питера Паркера и Эдди Брока и позволяет раскрыть их глубже.

Веном, как и в комиксах, сливается с Человеком-пауком, но делает это в момент, когда жизнь Питера катится под откос: убийца его дяди на свободе, любимая девушка не хочет его видеть, а лучший друг пытался убить героя. Под влиянием внеземного существа он становится более уверенным, но в то же время жестоким и агрессивным. В этот период начинается его вражда с Эдди Броком. Сам репортёр в фильме – эгоист, который, желая получить рабочее место, пытается очернить имя Человека-паука. Он передаёт в газетную редакцию поддельную фотографию супергероя, на которой тот грабит банк. Питер разоблачает мошенника, что приводит к его позорному увольнению.

Спустя время Человек-паук понимает: от костюма следует немедленно избавиться. Это приводит к попаданию монстра к Эдди Броку, преисполненному ненависти к Питеру Паркеру, что делает его идеальным напарником для пришельца.

Источник: кадры из фильма «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007)

Веном в паре с Эдди Броком не обладает столь же атлетичным телосложением, что и его оригинальный прообраз. Его дизайн приближен к Человеку-пауку даже сильнее, чем в комиксах: пришелец позаимствовал рисунок с костюма супергероя.

Противостояние Человека-паука и беспощадного злодея, одержимого местью и не желающего признавать свои ошибки, приводит к трагичной смерти лучшего друга Питера Паркера, а заодно и самого симбиота вместе со своим носителем. Веном Сэма Рэйми – это метафорическое воплощение темных чувств и желаний, скрытых внутри каждого, даже самого порядочного и благородного человека.

Тем временем персонаж продолжал эволюционировать и на бумаге. В 2018 году Веном в одноименном комиксе впервые сталкивается со своим создателем – злым властелином бездны по имени Налл. В далёкие времена он создал из мрака симбиотов, чтобы с их помощью погрузить вселенную в вечную тьму. Однако творения тирана восстали против него, заключив бога внутри планеты Клинтар, образованной из их собственных тел.

Бог симбиотов Налл
Источник: комикс «King in Black», выпуск 1

В 2021 году вышла серия комиксов «Король в чёрном», продолжающая историю Налла. В ней Веном схлестнулся в бою со своим ужасающим творцом, который спустя долгое время освободился из своей тюрьмы и, вновь подчинив себе армию собственных созданий, возжелал завоевать Землю. После продолжительной битвы он одолевает Налла и получает его силы, пройдя долгий путь от суперзлодея до спасителя мира и бога симбиотов, став одной из сильнейших фигур комиксов Marvel.

Связанные судьбой: как расцветает симбиот в кино

Веном разговаривает с Эдди
Источник: кадры из фильма «Веном» (2018)

Параллельно с дебютом Налла в комиксах в 2018 году Sony выпускает первый фильм трилогии о внеземном монстре, посвящённый знакомству попавшего на планету Венома с репортёром по имени Эдди Брок, сыгранным Томом Харди, который пытается уличить крупную научную организацию в опытах над людьми. Однако другие симбиоты, планирующие колонизировать Землю, вынудили Эдди и Венома, чьё отношение к людям изменилось благодаря своему новому товарищу, бросить вызов инопланетной угрозе, чтобы предотвратить  вторжение.

Картину ждал успех: она собрала в прокате более 800 млн. долларов. Спустя 3 года вышла вторая часть, собравшая около 500 млн. долларов, а теперь в кинотеатрах показывают и третью.

Главной особенностью фильмов о Веноме является то, что в них он не выступает заклятым врагом Человека-паука. Это отражено в дизайне самого персонажа: его внешность сохраняет большинство ключевых элементов из комиксов, однако он лишён логотипа паука на груди, приобретённого благодаря слиянию монстра с Питером Паркером. Унаследованные от супергероя способности тоже ограничили: Веном не умеет выпускать паутину и ползать по вертикальным поверхностям.

Вместо типичной для Венома темы противостояния злодея и героя фильмы посвящены раскрытию взаимоотношений самого симбиота с его носителем – Эдди Броком. В первой части он предстаёт как хищное существо, лишённое человеческих представлений о морали, для которого слияние с Эдди становится способом выживания. Со временем между ними начинает формироваться своеобразная “дружба”. И репортёр, и Веном – ничем не выделяющиеся неудачники в своих мирах, что позволяет им понять друг друга и помогает пришельцу переосмыслить свои взгляды на жизнь.

Веном запугивает грабителя в магазине
Источник: кадры из фильма «Веном» (2018)

Эдди даёт инопланетянину понимание разницы между злом и добром, стараясь направить того на путь борьбы со своей дикой натурой, хоть между ними и продолжают возникать разногласия. Эта картина посвящена адаптации симбиота к жизни в мире людей и физическому симбиозу между Веномом и его носителем, откладывая основное раскрытие моральной стороны обоих персонажей на следующую часть.

Вторая лента продолжает развивать идею симбиоза – на этот раз духовного. В ней герои учатся уживаться друг с другом. Венома сталкивают с его с собственным “отпрыском” – Карнажем, который сливается с серийным убийцей Клетусом Кэседи и во всём превосходит своего родителя. Перед лицом опасности они учатся идти на компромиссы и понимать друг друга. 

Источник: кадры из фильма «Веном 2» (2021)

Главный антагонист фильма, Карнаж, в отличие от Венома, лишён привязанностей и нравственных ориентиров, а потому хочет избавиться от возлюбленной своего напарника, которую считает обузой, что приводит к конфликту с ним. Для Карнажа его носитель – лишь инструмент, который необходимо подчинить. Создаётся контраст с взаимоотношениями Венома и Эдди Брока, которые видят разногласия между своими врагами и понимают, что обладают тем, чего нет у их противников – способностью договариваться друг с другом. Это осознание позволяет им победить.

Веном пытается съесть побеждённого Карнажа
Источник: кадры из фильма «Веном 2» (2021)

Веном и Эдди Брок прошли сложный путь от непонимания и неприязни друг к другу до настоящей дружбы, а третья картина ставит финальную точку в этой истории. Над двумя друзьями нависла невиданная ранее угроза – сам повелитель тьмы Налл, отправивший за Веномом своих приспешников. Охоту на него начало и человечество. Заключительный фильм о симбиоте сосредоточится на ещё более глубоком раскрытии отношений между пришельцем и Эдди, поставив перед двумя героями вопрос: «Готовы ли они отдать жизнь друг за друга?»

Долгая история и непрерывное совершенствование образа Венома в комиксах, мультипликации и фильмах превратили инопланетянина из зеркальной версии известного супергероя в самостоятельного сложного и многогранного персонажа с глубокими внутренними конфликтами и переживаниями. От желания отомстить  симбиот перешёл к готовности сражаться со злом, способным уничтожить весь мир, и рисковать собой ради других. Благодаря своей неоднозначности чёрный пришелец и остаётся одним из самых узнаваемых и популярных вымышленных героев уже более тридцати лет.

Поделиться: