Полёт на Луну до Нила Армстронга. История первых спецэффектов.

путешествие на луну
Источник: кадры из фильма «Путешествие на Луну»

C конца XIX века началась захватывающая история кинематографа. Раньше фильмы не могли хвалиться спецэффектами «Марвела», и режиссёры пытались превзойти своих конкурентов, хотели удивить зрителя уникальной «картинкой». Разбираемся вместе с Дмитрием Полозиным, экспертом в сфере кино и преподавателем курсов «История мирового кинематографа» и «Язык кино», когда впервые использовали стоп-кадры, миниатюры и комбинированную съёмку.

«До XIX века кинематограф — неизвестный вид искусства, мало кто его замечал и понимал. Однако в этом и была своя прелесть: людям хотелось чего-то нового и необычного. Да, режиссер мог напугать зрителя неожиданными сценами. Почему бы и нет? За счёт страха появляется катарсис, который необходим людям. Одни режиссёры экспериментируют ради достижения художественных задач, другие хотят вовлечь зрителя. В их картинах есть монтаж, там есть история, которой покупают зрителя», — объясняет Дмитрий Подлозный.

Именно взрывы и волшебные движущиеся предметы помогали привлекать зрителей, уникальность спецэффектов начала играть решающую роль.

«Казнь Марии Шотландской»: первый стоп-кадр

Источник: кадры из фильма «Казнь Марии Шотландской»

Фильм «Казнь Марии Шотландской» Альфреда Кларка снят по мотивам трагической судьбы Марии Стюарт, королевы Шотландии. Весь сюжет картины уместился в 20 секунд: палач казнил правительницу и показал отрубленную голову в объектив.

Зрители были в ужасе: все думали, что ради искусства автор убил женщину. Мало кто понимал, что режиссёр Альфред Кларк первый в истории придумал метод комбинированной съёмки.

Не меняя ракурс, запись приостановили, заменили тело актрисы манекеном и продолжили снимать уже окровавленную куклу, а потом склеили получившиеся кадры. После «Казни Марии Шотландской» эффект Альфреда Кларка стали использовать повсеместно.

«Цирк Шалтая-Болтая»: первый стоп — моушен

В 1898 году кинопродюсер Джеймс Блэктон воплотил в жизнь первый кукольный мультфильм – «Цирк Шалтая-Болтая». За одну минуту анимированные игрушки успели сыграть роль маленьких цирковых артистов. Сегодня фильм считается утерянным. Остались только фотографии, свидетельствующие о том, что британский кинорежиссёр обогнал время и первым в мире догадался, что любой предмет можно оживить перестановкой.

Часть зрителей понимали, что создатель использует метод покадровой съёмки, но большинство было убеждено в использовании чёрной магии. Пускай полную версию фильма и потеряли в чертогах истории, приём кукольной мультипликации забыть не смогли.

Кстати, в одной из статей мы писали о других новаторах стоп — моушена — мертвых жуках. Узнать, как аниматор превратил насекомых в прекрасных рыцарей с помощью покадровой съемки, вы можете в нашем материале

«Железнодорожное столкновение»: первая миниатюра

Источник: кадры из фильма «Железнодорожное столкновение»

В 1900 году режиссер фильма «Железнодорожное столкновение» кинорежиссёр Роберт Пол захотел одновременно сэкономить и произвести на публику впечатление. В течение нескольких лет американские кинематографисты разбивали настоящие локомотивы для зрителей, но Роберт задействовал одну из первых мини-моделей железных дорог. Так появилась экшен-сцена, снятая с минимальными затратами и побывавшая в топе новаторских киноведений XX века. Зритель на большом экране увидел масштабный взрыв от столкновения двух поездов, мчащихся на огромной скорости. Никто не подозревал, что перед ним подделка.

Идею использования миниатюры не переставали развивать и дорабатывать. Благодаря режиссёру из Британии следующие поколения смогли увидеть другие планеты, древнейшие города и столкновения не только несущихся составов, но и автомобилей, танков, самолётов.

«Путешествие на Луну»: комбо спецэффектов

Титул короля спецэффектов начала XX века можно отдать Жоржу Мельесу, кинорежиссёру и иллюзионисту, который в 1902 году смог представить первый в истории научно-фантастический фильм.

«Его картины условно называют линией Мельеса. Они открывают совершенно другую историю кино, главной задачей которого становится развлечение смотрящего. Это кинематограф, который интересен массовому зрителю, в противовес линии Люмьера1», — отмечает Дмитрий Подлозный.

 «Путешествие на Луну» — научно-фантастический фильм, основанный на романах Жюля Верна и Герберта Уэллса». Сюжет прост: учёные отправляются на Луну, построив ракету, запускаемую из пушки. Хронометраж посвящён прогулке по неизвестной планете и встрече с лунными жителями, селенитами, которые берут их в плен.

В фильме было представлено более пяти различных видов спецэффектов: «замещающий сплайс», сложные миниатюры, стоп-кадр, покадровая съемка и многократная экспозиция2.

Превращение телескопов в табуретки было выполнено с помощью техники «замещающий сплайс», когда оператор прерывал съёмку и вносил изменения в сцену. Мельес строил сложные миниатюры из картона и древесины и декорации, которые вместе с театральной машинерией создавали убедительные и фантастические миры. С помощью покадровой съёмки и остановки кадров он оживлял кукол и преображал актеров в сказочных существ.

Эти эффекты позволили Мельесу выйти за рамки реализма. На тот момент никто не имел ни малейшего представления о том, как выглядит Луна. Воображение кинорежиссёра ничего не сковывало. Техника создания некоторых фильмов Мельеса до сих пор поражает воображение — не только своей сложностью, но и тем, что повторить ее сейчас почти невозможно даже с помощью компьютерной графики.

  1. прим. Братья Люмьер заложили основы документального и художественного кино и внесли вклад в разработку кинематографических техник, однако их работы не отличались динамичным и интригующим сюжетом ↩︎
  2. прим.: Многократная экспозиция даёт возможность запечатлеть в одном снимке несколько объектов и событий, которые в действительности находятся в разных местах и происходят в разное ↩︎

Подписывайся на нас в ВК!

Здесь – классный и полезный контент, юмор, любопытные подборки, обсуждение актуальных и социально значимых тем, саморазвитие, современные тенденции
и не только

Поделиться: