«Это не пение, это крики»: как научиться экстрим-вокалу и не выплюнуть связки

Рассказываем про голосовые техники, от которых по коже бегут мурашки, и делимся рекомендациями от опытных экстрим-вокалистов

Честер Беннингтон / Источник: Ethan Miller / Reuters

Рок-музыканты часто используют в пении странные, как бы расщеплённые и рычащие звуки. Это экстрим-вокал — набор ярких голосовых приёмов, которые не только делают исполнение эмоциональнее, но и завораживают сами по себе. Кажется невероятным, что человек способен на такое.

Источник: Ksenia Dwain

Вместе с опытными вокалистами рок-сцены Кириллом Бабиевым (гр. ТАйМСКВЕР), Дарьей Равдиной (гр. RAVDINA), Игорем Капрановым (гр. BLACKPYRES, бывш. АУТКАСТ, AMATORY, Stigmata) и Игорем Лобановым (гр. СЛОТ, МодеМ, бывш. End Zone) разберём некоторые экстремальные техники и расскажем, что нужно для такого звукоизвлечения.

Да, но какие-то вещи от обычного чистого исполнения всё же нужно будет освоить, база везде одна.

«Экстрим-вокал — это в первую очередь вокал. Но если человек никогда не пел, это не значит, что ему будет труднее научиться. Характерный треск в этих техниках создаётся сжатием особых структур над голосовыми связками (хрящами, складками и прочими), которые на простых уроках вокала просят не сжимать. Это доходит до автоматизма, и людям уже трудно активировать то, что нужно для экстремальных техник. Для них это так же странно и неестественно, как было бы для нас разговаривать с расщеплениями в обычной жизни. У человека без вокального опыта нет каких-то паттернов, его не надо переучивать. Но правильное дыхание, воздушное давление и прочие основы освоить ему всё равно придётся», — рассказывает Кирилл Бабиев.

«Когда я начинал пользоваться расщеплениями в вокале, в начале нулевых, не было никаких учебников, пособий, учителей. Только слушаешь записи, на которых голос уже во многом обработан, и пытаешься подражать. Методом проб и ошибок я искал какие-то нужные позиции, но у меня ничего не получалось. Я мог спеть несколько слов за репетицию и сорвать голос. Потом я начал ходить к обычному преподавателю по вокалу, который поставил мне правильное дыхание, научил петь с открытой гортанью. С тех пор никаких проблем у меня не было, я уже ездил в туры по 20-30 концертов с часовыми-полуторачасовыми программами и больше никогда ничего себе не срывал и не травмировал», — делится опытом Игорь Капранов.

Характерный шум, который и отличает экстрим-вокал, создаётся особыми кожными образованиями над голосовыми связками. В обычной жизни эти структуры помогают нам задерживать дыхание и защищают дыхательные пути от попадания в них пищи.

«Во время использования экстремального вокала подключаются различные надгортанные структуры, с ними можно всячески играться. В зависимости от того, что конкретно и в каком объёме задействуется, получаются разные техники. На звук влияют и физиологические особенности: у одних гортань шире, у других уже, у кого-то более крупные хрящи, у кого-то менее. Тембр тоже имеет значение. Некоторые девушки вполне могут звучать так же низко и брутально, как мужчины. И наоборот — некоторые мужчины могут петь очень высоко», — поясняет Дарья Равдина.

Источник: Century Media Records

По словам Дарьи, условно техники можно разделить на гроулинг и скриминг, но эта классификация такая же обобщённая, как если бы мы всю музыку разбивали на рок и поп.
Конечно, есть очень много подвидов, некоторые из них сложно однозначно отнести к конкретной группе.
Одни из самых популярных — драйв, рэттл, фрай.

«Во время драйва используются хрящики вместе с голосом и суженной гортанью. Вот, как это звучит.

Источник: Аккаунт Кирилла Бабиева

Во время рэттла тоже используются хрящи с голосом, но при этом гортань достаточно расслаблена. Она не находится в таком положении, как в драйве. Соответственно, звук получается более “булькающий”. Его не тянут, а лишь иногда точечно подмешивают в чистый вокал.

Источник: Jewels Gold

Фрай используется исключительно на узкой гортани, малое давление обязательно, и к этому добавляется сближение вокальных связок. Голос почти не задействуется.

Источник: RAVDINA

Но не стоит забывать: если нет опоры и правильного дыхания, как ни выстраивайте позиции в гортани, нормально сделать у вас ничего не получится», — говорит Дарья Равдина

Важно не торопиться и не переоценивать свои способности, всё приходит с опытом и тренировками.

«Сразу обозначу: я категорически против самостоятельного осваивания приёмов экстремального вокала. Только с преподавателем. И желательно найти педагога, который активно практикует подобные техники.
На занятиях всегда должна быть под рукой тёплая вода, за час до практики лучше не есть плотно и исключить из рациона семечки, орехи, сладости, крепкий чай, кофе, любой алкоголь.
Распеваться обязательно начинаем с лайтового чистого вокала, постепенно уходя в более динамичный, и уже только потом переходим к тренировке экстрима
», — советует Дарья Равдина.

У каждого есть и индивидуальные особенности, которые важно отслеживать. Нужно слушать свой организм.

«Очень быстро выяснилось, что вино, вишнёвый и виноградный соки перед концертами мне нельзя. После них у меня начинаются сложности не только с экстремальными техниками, но и с чистым вокалом. Есть и обратное: я обычно не ем бананы, а перед выступлениями стараюсь это делать. После них во рту характерная «слякоть», с которой комфортнее. Кроме того, очень важно физическое состояние. Даже если у вас поставлено дыхание, но вы не выспались или, что ещё хуже, болеете, в какой-то момент просто не останется сил, чтобы поддерживать весь этот воздушный столб», — рассказывает Игорь Лобанов.

Если вы нашли те самые нужные положения в голосовом аппарате и хотите поскорее всех впечатлить, не спешите выходить на сцену. Для этого потребуется отдельная осознанная подготовка.

«В большинстве случаев выдать первый более или менее правильный «рык» может получиться за один урок. Это не так сложно, как кажется. Сложно научиться этим пользоваться стабильно и безопасно, а именно — равномерно распределять нагрузку. Нужно найти то самое «минимальное усилие», которое достаточно совершить, чтобы всё заработало. Важно не тратить лишнюю энергию. Если надо сделать один крик, это не проблема, а если вам надо петь полтора часа — уже сложно. А когда это тур на 15 городов подряд, без правильного распределения сил вы просто не выживете», — говорит Кирилл Бабиев.