Жалоба является одним из признаков инфантилизма — состояния психики, при котором взрослый человек сохраняет в себе черты детского характера. Она негативно влияет на взаимоотношения с самим собой и другими людьми. Человек занимает позицию жертвы, что загоняет его в тупик и препятствует самостоятельному разрешению проблем.
Психолог Наталья Юрманова рассказала редакции MCUniverse о причинах постоянных жалоб и способах борьбы с таким поведением.
ФОРМИРУЕТСЯ В ДЕТСТВЕ
«Жалобы являются детской и незрелой позицией. Чаще всего человек неосознанно ищет в других «родителей», которые смогут его утешить, и не видит необходимости в развитии и поиске самостоятельных путей преодоления трудностей. Он искренне верит, что такое поведение невозможно изменить, потому что у него нет навыков или ресурсов, но есть страхи и блокирующие установки», — делится Наталья.
Такому поведению есть следующие объяснения:
1. Человек вырос в гиперопекающей, гиперконтролирующей или критикующей семье, где все начинания подавлялись, поэтому ему крайне сложно полноценно развивать все свои сферы жизни и преодолевать трудности. Он считает себя некомпетентным и думает, что его действия никогда не приведут к цели.
2. В детстве ребенок перенимает поведение родителей. Если те постоянно жалуются друг другу, то он просто впитывает эту привычку и реализует ее во взрослом возрасте.
ФОРМИРУЕТСЯ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ
Зачастую некоторые люди не осознают, что изменение обстоятельств во многом зависит только от них. Им проще всего переложить ответственность на окружение, внешние факторы, удачу или судьбу и поделиться негодованиями со всеми, ведь «как назло вечно не везёт».
Если человек продолжительное время мыслит пессимистично, в его голове происходит перестройка нейронных связей. Это приводит к тому, что негативное мышление становится для него привычным явлением.
Психолог отмечает, что удовлетворённость жизнью складывается из баланса основных сфер человека, и если хотя бы одна «проседает», то появляется повод для жалобы.
Еще одной причиной служит тревожность, из-за которой люди гиперболизируют свои проблемы. Благодаря жалобам им становится психологически легче переносить неприятности.
Человек — творец внутреннего мира. Его интерпретация происходящего отражается на психологическом состоянии. Перед каждым стоит выбор: акцентировать внимание на плохом и, соответственно, жаловаться, или убрать этот «негативный фильтр» и найти что-то хорошее даже в неприятностях.
В борьбе с деструктивными привычками помогает
. Без изменения поведения невозможно улучшить эмоциональное состояние, потому что жалобы всегда несут отрицательные эмоции. Необходимо научиться принимать свои слабости и работать над ними.Наталья отмечает три варианта развития событий:
1. Самообвинение. В этом случае появляется внутренний критик, которого нужно принять, потому что именно он указывает на промахи и стимулирует к действиям.
2. Боязнь перемен. Страх блокирует развитие, но за ним всегда стоит желание. «Бояться, но делать» — то, к чему нужно стремиться.
3. Принятие злости и агрессии. Последнее заставляет двигаться и что-то менять вместо того, чтобы жаловаться.
Если в вашем окружении есть люди, которые постоянно возмущаются, подумайте, какие чувства вы испытываете при коммуникации с ними: раздражение, вину, грусть и т. д. Затем проанализируйте причину их возникновения. При отсутствии внутриличностных конфликтов и проблем ни жалующаяся, ни критикующая личность, вероятнее всего, не сможет вывести вас на реакцию.
Для экологичного общения с недовольными людьми Наталья предлагает использовать технику «Я-сообщения». Ее целью является высказывание чувств и потребностей. Например, «Мне некомфортно, когда я слышу жалобы, и я хотел(а) бы, чтобы при мне этого не происходило».
В любом случае, обе стороны должны следить за балансом сфер жизни, контролировать эмоции и уметь интерпретировать привычные стратегии поведения.