Режиссеры, которых в России ценят больше, чем в мире

Говорим про самых любимых зарубежных киноделов у наших зрителей

Поделиться:
image 149

Роберт Земекис в Москве. Источник: Георгий Малец

«Отношение к российскому кино очень своеобразное, но сейчас оно станет иным, потому что другого нет», — сказала Ольга Любимова, министр культуры России, еще в 2022 году. Изменилось ли отношение к отечественным фильмам у нашего зрителя, мы не знаем. Но его вкусы на иностранные фильмы интересны.

Вместе с кинокритиком Антоном Долиным* и преподавателем МГПУ Павлом Лакаевым расскажем в статье о трех режиссерах, чьи работы в России воспринимаются лучше, чем в мире.

Критерий сравнения — разница в балле на фильмы на «Кинопоиске» и IMDB.[?]

Механика оценивания  отличается: на «Кинопоиске»  фильм получает балл при 500 голосах, а на IMDB — при 25 000.

Роберт Земекис

Первая любовь Земекиса и российского зрителя случилась еще в 1990-х с фильмом «Форрест Гамп» 

Роберт —  выходец из рабочего класса: его родители считались «синими воротничками» (сноска: те, кто был непосредственно задействован в производстве и промышленности), а потому  семья Земекисов жила бедно. В одном из интервью будущий режиссер рассказал, что шансов перебраться в «элиту» у него не было, как и возможности развиваться культурно.

Правда в том, что в моей семье не было места искусству. То есть музыке, книгам и театру… Единственным доступным мне источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им былосказал Земекис

Телевидение расширило картину мира Роберта: в одном американском ТВ-шоу он узнал, что может выучиться на режиссера. Именно в тот момент юный Земекис захотел стать частью кинематографа. Родители эту идею встретили без энтузиазма: разве может мальчик из рабочего класса попасть в Голливуд?

Ответ на вопрос дало время: Роберт Земекис все же стал режиссером и снял несколько культовых фильмов: «Форрест Гамп», «Изгой», трилогию «Назад в будущее» и другие. Последней картиной американца стал «Пиноккио», киноадаптация знаменитой книги Карло Коллоди.


«Рождественская история» (2009)

  • Кинопоиск: 7.8
  • IMDB: 6.8
  • Разница: 1 балл

Экранизация повести Чарльза Диккенса рассказывает о противном старике, который ненавидит дух Рождества. Однако в одну ночь мироощущение пожилого Эбенезера меняется полностью.

Для всего мира «Рождественская история» Диккенса –— суперхрестоматийная избитая классика. Киноадаптаций этой концепции море, их всех знают наизусть, а потому новую версию Земекиса расценили со скепсисом. В России же никто толком не знает ни текста, ни предыдущих киноверсий. Для нас это фильм популярного режиссера с популярным актером — и толькоАнтон Долин

«Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса действительно — одна из самых экранизируемых историй: фильмов, сюжетно напоминающих произведение, больше 30.

У нашего зрителя фильм вызывает ностальгию по детству, когда он смотрел, например, «Морозко» или другие произведения, связанные с Рождеством или Новым годом. Картина также демонстрирует «русскую душевность» — набор ценностей, важных для нашего общества: семья, доброта, сострадание и прощение. А в остальном мире фильм воспринимается как слишком сентиментальный, банальный и коммерческий — как обычный мультфильмПавел Лакаев

«Изгой» (2000)

  • Кинопоиск: 8.3
  • IMDB: 7.8
  • Разница: 0.5

Сюжет разворачивается вокруг Чака Ноланда, попавшего в чрезвычайно сложную ситуацию. Самолет, на котором он летел, угодил в грозу и потерпел крушение в Тихом океане. Единственным выжившим при авиакатастрофе остался Чак, перед которым возникла непростая задача: существовать на необитаемом острове.

Фильм вышел в то время, когда Россия еще технически и психологически была оторвана от мирового кинопроцесса — на большие экраны только-только начинали выходить крупные голливудские фильмы. Сравнивать было не с чем, мировую прессу никто не читал… В общем, было чувство некоей свежести, которую Штаты и Европа не разделялиАнтон Долин
В нашем культурном коде такие истории запоминаются: человек пытается выжить в экстремальных условиях, полагаясь только на свои силы, ум и волю. Вспоминаем историю России: каждый период тяжелый, когда люди сталкиваются с войнами, революциями, эпидемиями и голодом. Это терапевтическая работа, в фильме много душевного. Российский зритель ищет в кино смысл, ответы и утешение. В мире же кино может не вызывать такого же эмоционального отклика, поскольку он сосредоточен на одном персонаже, который мало говорит и много действуетПавел Лакаев

«Назад в будущее 2» (1989) и «Назад в будущее 3» (1990)

  • Кинопоиск: 8.3; 8.2
  • IMDB: 7.8; 7.4
  • Разница: 0.5; 0.8

Вторая и третья части серии фильмов о путешествиях во времени построены на приключениях школьника Марти Макфлая и ученого Эммета «Дока» Брауна, которые используют знаменитую машину времени «Делориан» для межвременного скачка.

Всю трилогию «Назад в будущее» у нас и вовсе смотрели только на пиратском видео. Феномен этого проката — в специфике 1990-х в России и на постсоветском пространстве. Сотни миллионов человек реально открывали для себя мировое кино, которого не знали и не смотрели вовсе. Любые продолжения фильмов оценивались не критически, а как детская радость: «О, про тех же героев еще кино сняли, как классно!» Некая зрительская непосредственность и восторг тут были важнейшим фактором. К голливудским чудесам страна привыкала лет десять, прощая любые сценарные огрехиАнтон Долин
Это культурные коды. Мы действительно любим продолжения фильмов, особенно если они сохраняют качество и стиль оригинала. Российский зритель ценит стабильность, преемственность и традицию. В мире же продолжения фильмов могут восприниматься как излишние, ненужные или некачественные, поскольку они часто повторяют идеи и сценарии оригиналаПавел Лакаев

Майкл Бэй

Забавный факт: дедушка режиссера родился в России

Родом из Лос-Анджелеса Бэй воспитывался в приемной семье. Биологические родители отказались от ребенка, и того приютили Харриет и Джим Бэй. В подростковом возрасте мальчик захотел узнать свою настоящую семью: мать он нашёл быстро, и та поведала Майклу, что его отец — Джон Франкенхаймер, знаменитый режиссер и автор культового сериала «Байки из склепа». Впрочем, версию с вероятным родителем нужно было подтвердить.

Вскоре Бэй встретился с Франкенхаймером и рассказал историю возможному отцу. Франкенхаймер предложил сделать ДНК-тест, который в итоге показал отрицательный результат. Майкл долго не верил анализам, но пусть не биологически, а ментально он уже был связан с кинематографом.

С самого детства Майкл проявлял задатки режиссера: однажды он приклеил несколько петард к игрушечному поезду и заснял на камеру последующий взрыв. Этим случаем Бэй объясняет свое пристрастие к боевикам. В 15 лет он стал подрабатывать помощником декоратора на студии «Лукасфильм». Именно там Майкл и понял, что хочет стать режиссером.


«Плохие парни» (1995)

  • Кинопоиск: 7.7
  • IMDB: 6.8
  • Разница: 0.9

Повествование комедийного боевика складывается вокруг двух приятелей, Маркуса Бёрнетте и Майка Лоури, детективов полиции Майами. «Копы» сталкиваются с большими трудностями: кто-то украл с полицейского склада запрещенные вещества стоимостью почти в 100 миллионов долларов, и теперь им необходимо найти вора. Перестрелки, эпичная музыка и крутые парни —  все это про фильм Майкла Бэя.

Русские зрители любят зрелищность и экзотику. Боевики отражают некоторые аспекты российской культуры, такие как мужественность, сила, честь, справедливость. В боевиках простой сюжет и много спецэффектов, которые нравятся русскому человеку. И еще они дают очень много эмоцийПавел Лакаев

«Трансформеры» (2007)

  • Кинопоиск: 7.6
  • IMDB: 7.0
  • Разница: 0.6

Отметим, что вся серия фильмов о космических роботах в России была оценена выше, чем в остальном мире, в среднем на 0,5 балла.

Научно-фантастический боевик Майкл Бэй снял на основе одноименного мультсериала и серии игрушек от Hasbro. Весь нарратив построен на противостоянии двух сторон: автоботов и десептиконов. 

Бэй адаптировал историю трансформеров из мультсериала в фильм, отведя роль роботов на второй план. Главным героем франшизы стал школьник Сэм Уитвики. Однако зрители и эксперты раскритиковали фильм за чрезмерный упор на спецэффекты и экшен и игнорирование сюжетных линий главный героев.

Трансформеры стали частью нашего культурного бессознательного и популярной культуры. Для российских зрителей трансформеры могут быть более экзотичными. Это буйство технологической мощи, ощущение инноваций. Для американских зрителей трансформеры — выражение национальной гордости и свободы. Они гибкие, умеют превращаться, и они яркиеПавел Лакаев

Гай Ричи

Режиссер считает, что у него русская душа.

В детстве Ричи столкнулся с трудностями: его родители развелись, когда Гаю было пять лет. Он также страдал дислексией , а потому обучался в спецшколе. Именно там у него и появилась любовь к кино.Избирательное нарушение способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении общей способности к обучению

Я захотел стать кинорежиссером еще в школе, просто потому, что больше я ни в чем не был хорош. У нас был режиссерский курс, на который никто не хотел записываться, а я записался, мне стало интересносказал Гай Ричи в одном из интервью

Он не стал доучиваться в школе, не захотел посещать уроки кино, поскольку считал, что оттуда выходят совершенно шаблонные режиссеры. Гай Ричи предпочел теории практику. В начале 1990-х он познакомился с парнем, снимавшем музыкальные клипы и ролики для ТВ. Он предложил будущему режиссеру участвовать в нескольких проектах.

Развитие в этой сфере привело к первому авторскому фильму —  короткометражке «Трудное дело». Впоследствии Ричи перенес на большой экран много приемов формата MTV: стоп-кадры, нетрадиционные углы съемки и монтаж с быстрой сменой кадров.


Шерлок Холмс (2009)

  • Кинопоиск: 8.1
  • IMDB: 7.6
  • Разница: 0.5

Детективный боевик про знаменитого Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона Гай Ричи снял по мотивам оригинального произведения Артура Конан Дойля. Сюжет самого фильма является оригинальным и рассказывает  про таинственное дело о воскресшем чернокнижнике Лорде Блэквуде. Все приключения Холмса и Ватсона вращаются вокруг расследования этого дела. Стоит отметить, что и вторая часть про британского детектива также оценена в России на полбалла выше, чем во всем мире.

Шерлок Холмс — один из самых известных и любимых литературных героев в России. В частности, советская телевизионная серия «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» стала классикой жанра и национальным достоянием. Фильмы Ричи представляют собой необычную и современную интерпретацию образа Холмса, которая сочетает в себе элементы боевика, комедии и стимпанка (направление научной фантастики с технологиями и элементами декоративно-прикладного искусства) . За этим эстетически приятно наблюдать. Его фильмы дают всегда ощущение чего-то свежегоПавел Лакаев

Кинокритик Антон Долин вовсе объединяет и Майкла Бэя, и Гая Ричи, объясняя любовь российского зрителя к их фильмам.

Патриархальность и маскулинность этих авторов очень импонирует российскому обществу, резонирует с его ценностями, соединяя их с европейской или американской зрелищностью, тогда как большинство критиков и «левые» в смысле политических взглядов критики на Западе относятся к ним более скептически. Дело не в конкретном жанре боевиков, а в любви к быстрому, веселому и циничному насилию, которого у обоих в избыткеАнтон Долин

* —  признан иностранным агентом Министерством Юстиции РФ

Поделиться: