«Отношение к российскому кино очень своеобразное, но сейчас оно станет иным, потому что другого нет», — сказала Ольга Любимова, министр культуры России, еще в 2022 году. Изменилось ли отношение к отечественным фильмам у нашего зрителя, мы не знаем. Но его вкусы на иностранные фильмы интересны.
Вместе с кинокритиком Антоном Долиным* и преподавателем МГПУ Павлом Лакаевым расскажем в статье о трех режиссерах, чьи работы в России воспринимаются лучше, чем в мире.
Критерий сравнения — разница в балле на фильмы на «Кинопоиске» и
Механика оценивания отличается: на «Кинопоиске» фильм получает балл при 500 голосах, а на IMDB — при 25 000.
Роберт Земекис
Первая любовь Земекиса и российского зрителя случилась еще в 1990-х с фильмом «Форрест Гамп»
Роберт — выходец из рабочего класса: его родители считались «синими воротничками» (сноска: те, кто был непосредственно задействован в производстве и промышленности), а потому семья Земекисов жила бедно. В одном из интервью будущий режиссер рассказал, что шансов перебраться в «элиту» у него не было, как и возможности развиваться культурно.
Телевидение расширило картину мира Роберта: в одном американском ТВ-шоу он узнал, что может выучиться на режиссера. Именно в тот момент юный Земекис захотел стать частью кинематографа. Родители эту идею встретили без энтузиазма: разве может мальчик из рабочего класса попасть в Голливуд?
Ответ на вопрос дало время: Роберт Земекис все же стал режиссером и снял несколько культовых фильмов: «Форрест Гамп», «Изгой», трилогию «Назад в будущее» и другие. Последней картиной американца стал «Пиноккио», киноадаптация знаменитой книги Карло Коллоди.
«Рождественская история» (2009)
Экранизация повести Чарльза Диккенса рассказывает о противном старике, который ненавидит дух Рождества. Однако в одну ночь мироощущение пожилого Эбенезера меняется полностью.
«Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса действительно — одна из самых экранизируемых историй: фильмов, сюжетно напоминающих произведение, больше 30.
«Изгой» (2000)
Сюжет разворачивается вокруг Чака Ноланда, попавшего в чрезвычайно сложную ситуацию. Самолет, на котором он летел, угодил в грозу и потерпел крушение в Тихом океане. Единственным выжившим при авиакатастрофе остался Чак, перед которым возникла непростая задача: существовать на необитаемом острове.
«Назад в будущее 2» (1989) и «Назад в будущее 3» (1990)
Вторая и третья части серии фильмов о путешествиях во времени построены на приключениях школьника Марти Макфлая и ученого Эммета «Дока» Брауна, которые используют знаменитую машину времени «Делориан» для межвременного скачка.
Майкл Бэй
Забавный факт: дедушка режиссера родился в России
Родом из Лос-Анджелеса Бэй воспитывался в приемной семье. Биологические родители отказались от ребенка, и того приютили Харриет и Джим Бэй. В подростковом возрасте мальчик захотел узнать свою настоящую семью: мать он нашёл быстро, и та поведала Майклу, что его отец — Джон Франкенхаймер, знаменитый режиссер и автор культового сериала «Байки из склепа». Впрочем, версию с вероятным родителем нужно было подтвердить.
Вскоре Бэй встретился с Франкенхаймером и рассказал историю возможному отцу. Франкенхаймер предложил сделать ДНК-тест, который в итоге показал отрицательный результат. Майкл долго не верил анализам, но пусть не биологически, а ментально он уже был связан с кинематографом.
С самого детства Майкл проявлял задатки режиссера: однажды он приклеил несколько петард к игрушечному поезду и заснял на камеру последующий взрыв. Этим случаем Бэй объясняет свое пристрастие к боевикам. В 15 лет он стал подрабатывать помощником декоратора на студии «Лукасфильм». Именно там Майкл и понял, что хочет стать режиссером.
«Плохие парни» (1995)
Повествование комедийного боевика складывается вокруг двух приятелей, Маркуса Бёрнетте и Майка Лоури, детективов полиции Майами. «Копы» сталкиваются с большими трудностями: кто-то украл с полицейского склада запрещенные вещества стоимостью почти в 100 миллионов долларов, и теперь им необходимо найти вора. Перестрелки, эпичная музыка и крутые парни — все это про фильм Майкла Бэя.
«Трансформеры» (2007)
Отметим, что вся серия фильмов о космических роботах в России была оценена выше, чем в остальном мире, в среднем на 0,5 балла.
Научно-фантастический боевик Майкл Бэй снял на основе одноименного мультсериала и серии игрушек от Hasbro. Весь нарратив построен на противостоянии двух сторон: автоботов и десептиконов.
Бэй адаптировал историю трансформеров из мультсериала в фильм, отведя роль роботов на второй план. Главным героем франшизы стал школьник Сэм Уитвики. Однако зрители и эксперты раскритиковали фильм за чрезмерный упор на спецэффекты и экшен и игнорирование сюжетных линий главный героев.
Гай Ричи
Режиссер считает, что у него русская душа.
В детстве Ричи столкнулся с трудностями: его родители развелись, когда Гаю было пять лет. Он также страдал дислексией , а потому обучался в спецшколе. Именно там у него и появилась любовь к кино.
Он не стал доучиваться в школе, не захотел посещать уроки кино, поскольку считал, что оттуда выходят совершенно шаблонные режиссеры. Гай Ричи предпочел теории практику. В начале 1990-х он познакомился с парнем, снимавшем музыкальные клипы и ролики для ТВ. Он предложил будущему режиссеру участвовать в нескольких проектах.
Развитие в этой сфере привело к первому авторскому фильму — короткометражке «Трудное дело». Впоследствии Ричи перенес на большой экран много приемов формата MTV: стоп-кадры, нетрадиционные углы съемки и монтаж с быстрой сменой кадров.
Шерлок Холмс (2009)
Детективный боевик про знаменитого Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона Гай Ричи снял по мотивам оригинального произведения Артура Конан Дойля. Сюжет самого фильма является оригинальным и рассказывает про таинственное дело о воскресшем чернокнижнике Лорде Блэквуде. Все приключения Холмса и Ватсона вращаются вокруг расследования этого дела. Стоит отметить, что и вторая часть про британского детектива также оценена в России на полбалла выше, чем во всем мире.
Кинокритик Антон Долин вовсе объединяет и Майкла Бэя, и Гая Ричи, объясняя любовь российского зрителя к их фильмам.
* — признан иностранным агентом Министерством Юстиции РФ