Кислотный DJ, или всё о диджеинге как профессии в России

Миксы, сеты, пульты, гонорар, — говорим о нюансах внутренней кухни работы диджеем.

Источник: Unsplash

Виктория Рогатина

Диджеинг – это электронное искусство, которое сочетает в себе музыку, технические навыки и творческий подход для создания аудио-перформансов. Редакция MCUniverse поговорила с DJ и звукорежиссером Викторией Рогатиной и узнала, как развивается диджеинг в России, какая заработная плата у диджеев и какое оборудование следует использовать новичкам.


Как развита сфера диджеинга в России?

Ввиду цифровизации многих творческих сфер и развития искусственного интеллекта появилось огромное количество фич, которые раньше были реализуемы с трудом или не реализуемы вообще. В диджеинге больше всего шуму наделала волшебная кнопка sync, которая позволяет синхронизировать BPM двух треков за секунду. С технической точки зрения, это один из основных инструментов сведения, с помощью которого делаются мэшапы. Раньше диск-жокею необходимо было делать всё вручную, ориентироваться только на музыкальный слух и чувство ритма. Сейчас — одна кнопка.

Источник: Unsplash

Из последних новинок большой популярностью среди диджеев пользуется функция stems, позволяющая разделять вокал, басс-линию, синты и ударные внутри трека. Одним нажатием можно соединить инструментал из одной композиции с вокалом из другой.

Если вы зовёте диджея на свой ивент, то, скорее всего, в его резюме будет написано, что он open-format (т.е. играет всё, что угодно, без привязки к конкретным жанрам) и работает в формате mash-up (т.е. миксует треки именно методом наложения партии одного на партию другого). Это современный тренд! 


Для тебя диджеинг – это больше про профессию или про хобби?

Как сказал Генри Форд: «Самая лучшая работа – это высокооплачиваемое хобби». Это мой случай.


Сколько зарабатывают диджеи?

Источник: Unsplash

Заработной платы у диджеев нет: это звучит слишком стабильно для такой профессии. Мы получаем гонорары.

В московских клубах и барах гонорары в среднем варьируются от 2.000 до 5.000 руб./час. В больших известных заведениях – 10.000 руб./час. В бар, где я работаю звукорежиссёром, мы иногда приглашаем диджеев и за 25.000 руб./час.

В ивент-диджеинге есть сезонность: у нас хороший заработок летом (в сезон свадеб) и в декабре (в сезон новогодних корпоративов). В остальное время многие уходят в клубы и бары и ждут предложений от ивент-агентств, знакомых организаторов или постоянных заказчиков.

О цифрах в ивенте говорить приятно. За 2023 год я отработала на 50 мероприятиях. Их средняя длительность была около четырех часов, т.е. около 200 часов я работала в этом году на площадках, не считая подготовительных моментов дома. Мой суммарный гонорар за этот год — чуть больше миллиона. В среднем час моей работы в ивенте стоит 5.000 рублей.

Но не всё так радужно, ведь мы помним про сезонность. В декабре я заработала 300.000 рублей, а в феврале – только 30.000.


Источник: Unsplash

Где обычно берешь музыку? Чем вдохновляешься?

Существуют целые пулы музыки от диджеев для диджеев, но библиотека не должна состоять только из этого. Любые паки или пулы музыки, разбитые по жанрам и темам, начинают скачивать и играть все. В нашем перенасыщенном рынке это становится проблемой, потому что все играют одно и то же. Индивидуальность со временем умирает.

Я обычно ищу музыку на стримингах: мне нравится композиция, я включаю радио по ней, слушаю подборку из 10-20 похожих треков, затем ищу больше подобных, что мне понравились, и так шаг за шагом формирую плейлист. Большую роль также играет насмотренность: во всех СМИ, которые я читаю, «поп-культура» и «музыка» обязательно присутствуют в моих избранных темах.


Какова цена оборудования?

DDJ SX3. Источник: tonezone.ru

Начинающие диджеи обычно покупают простые контроллеры от Pioneer вроде DDJ-200, DDJ-400 или DDJ-SB3. Их стоимость 20-30.000 рублей.

Моим первым сетапом был большой тяжёлый DDJ-SX за 50.000 руб., который я впоследствии продала и купила легкий, но функциональный DDJ-SR2. Затем были вертушки Technics с пультом Traktor (150.000 руб. в сумме), сейчас появился Rane One за 160.000 руб., который заменил мне всех предыдущих. Ивент-диджей возит свой контроллер с собой.

Rane One. Источник: shopozz.ru

У клубных диджеев обычно есть местный сетап на площадке. Сейчас классика: пульт DJM-900 NXS2 и два CDJ-2000 NXS2 («сидюка») по бокам. Это стандартный райдерный аппарат, который можно купить за 300-500.000 руб. в зависимости от состояния.

Очевидно, недостаточно просто купить такое оборудование — его необходимо периодически обслуживать и беречь.


С чего начать новичку?

Новичкам прежде всего советую набивать руку дома за каждодневнымм тренировками в двух форматах: рутина и импровизация.

Источник: Unsplash

Рутина должна представлять из себя микс треков на 10 минут и следовать некой концепции, о которой вы сможете потом рассказать. У меня есть рутина из поп-рока 00-х, техно и оперы, российской эстрады 90-х и хауса. Я стараюсь придумывать интересные вещи, которые трудно представить вместе. Рутины потом пригодятся на соревнованиях по диджеингу, конкурсах и кастингах.

Импровизация состоит из того, что вы встаёте на свой сетап и начинаете играть. Что угодно, хоть все подряд. В ходе такой домашней импровизации рождаются мэтчи комплементарных треков, идеи для их сведения, фишки, которые вы можете придумать дома, а позже реализовать на площадке.

Как только вы почувствовали, что за два-три часа игры дома вы ни разу не ошиблись и довольны собой, можно записать пару миксов в своих любимых жанрах и отправить их арт-директору заведения, в котором вы хотели бы поработать.

С ивентом сложнее: для работы с заказчиками напрямую или через агентства у вас должно быть выделяющееся резюме, которое доказывает ваш опыт и профессионализм. Всё это проще сначала получить в клубах и барах, затем собрать портфолио из ваших достижений, а его уже отправлять заказчикам или в агентства.


Полезные чаты для начального поиска работы

Event:

Работа для диджеев: