Новые горизонты или кризис творчества. Куда движется кинематографическая империя Marvel

Обсудили с критиками, что происходит с компанией и почему общественность негативно высказывается о новых супергеройских сюжетах

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»

Годами фильмы студии Marvel покоряли мировой кинематограф и собирали огромные суммы, но в последнее время люди стали свидетелями того, что отношение к франшизе ухудшилось. Работы студии чаще получают неоднозначные оценки и от критиков, и преданных фанатов, а популярность картин постепенно угасает. МCUniverse поговорил с кинозвездами Алексеем Филипповым и Иваном Афанасьевым о причинах спада зрительского интереса и перспективах корпорации.

Алексей считает, что начало упадка компании пришлось на 2019 год. Marvel выпустила самый кассовый фильм «Мстители: Финал», где количество разных историй и персонажей в одной картине стало предельным. После щелчка главного злодея Таноса, который убил половину Вселенной, создать нечто более впечатляющее оказалось трудной задачей из-за COVID-19, частичного перехода на потоковое вещание и других менее значительных факторов. 

«Работать с миром, оглушенным прямыми последствиями «щелчка», оказалось трудно: кинокомиксы любили и ругали как раз за иносказательность, а не прямоту. И создав реальную трагедию в своей вселенной, архитекторы как будто не совсем справились с ней. Возможно, у них получилось бы реализовать новый проект без смены поколений, пандемии, расширения на стриминги и прочих обстоятельств, но в итоге задач оказалось слишком много», <span class="su-quote-cite">говорит Алексей Филлипов</span>

Зрители, которые ожидают от картин Marvel новые сюжеты и неожиданные повороты, теряют интерес к их работам из-за повторяемости и стереотипности. 

«Ситуация, когда герой побеждает злодея, хороша для мотивации. Трюк может сработать один, два, десять раз. Но на двадцатый надоест. Кинокомиксы Marvel очень консервативны. Они ограничены форматом. Работы, которые выходят на телевидении, получают более высокие оценки по сравнению с созданными для больших экранов, так как компания может экспериментировать», — говорит Иван.

«Дорогие фильмы нужно окупить, все делается для преданных фанатов, но есть ощущение, что даже им это немного надоело. Исхода следовало ожидать, глядя, как они клепали «Мстителей» и старались держаться в рамках канона. Как только Танос умер, пошел разброд и шатание, попытка сделать новую вселенную».

Marvel стали все чаще отсылаться к другим своим работам, из-за чего неподготовленный зритель пропустит важную часть нарратива и потеряет интерес к просмотру. 

«Еще на подступах к «Войне бесконечности» шла речь о том, что Marvel становится всё сложнее для входа с нуля, и накопительный эффект всё активнее работает. Даже относительно сериалов, которые нередко подаются как сравнительно самостоятельные истории, требуется подготовка: перед «Локи» необходимо посмотреть как минимум двух «Торов» и «Мстителей». Работает сам бренд «вселенной»: фильмы как будто пошли по пути комиксов, став еще более избыточным зрелищем для тех, кто разбирается в теме. Как бы зрителей ни пытались убедить в обратном», <span class="su-quote-cite"> Алексей Филлипов</span>

Иван Афанасьев считает, что компания сама загнала себя в ловушку. Marvel создала множество вселенных и завязала их «узлами», переплетающимися от фильма к фильму. Режиссеры не знают, что делать с сюжетом из-за сложных отсылок. Несмотря на желание преданных фанатов видеть развитие повествования, сделать новый фильм понятным гораздо сложнее, нежели написать комиксы. 

Супергеройские сюжеты стали слишком сильно взаимосвязаны между собой.  Из-за непрерывного процесса, в котором все фильмы отсылаются друг на друга, сотрудники работают в условиях, когда нет ресурсов, чтобы отсрочить выход картины для более качественной проработки. 

«Дедлайны обостряются, учитывая, что каждый проект завязан на нескольких других, времени на доработку всё меньше, а цена ошибки всё больше. Не уверен, что это приведет к краху Disney (они в 2009 году приобрели Marvel), но звоночки тревожные: сейчас принято хоронить супергероику, которая больше раздражает, чем объединяет», <span class="su-quote-cite"> считает Алексей</span>

По мнению Ивана Афанасьева, компания будет терпеть убытки до полной трансформации сюжетов, создания принципиально нового. 

«Вспомнить только «Человека-муравья». Новый герой добавил к пафосной формуле юмора. Можно запустить классную вселенную, сделать своего постмодернистского Дэдпула. Если этого не осуществить, все продолжит кочевать в никуда. У Marvel на кино будут просадки как финансовые, так и репутационные». 

Неудивительно, что первая часть про муравья получила 83% положительных отзывов от критиков на сайте рецензий Rotten Tomatoes, а третья стала худшей среди картин компании и набрала лишь 46%. Схожая ситуация произошла и с «Капитан Марвел» — 79% и 62%.