Работодатель — черт: кому молились рабочие на Руси

Статья о том, как задобрить начальство, чтобы не умереть в русской деревне

Умельцы всегда выделялись среди традиционного крестьянского сообщества. Они не занимались привычным для многих людей древности земледелием, а, говоря современным языком, были заняты в сфере услуг. Большинство мастеров работали поодаль от деревни и, конечно, были оторваны от общества. Отсюда и пошло огромное количество легенд и поверий, будто бы они заключают договоры с нечистой силой. Зачем пастухи отдают лучшую корову лешему, а мельники льют водку в реку? Узнаете в этой статье. 

Как пастуху не потерять все стадо

Сгенерировано в «Шедевруме»

Одним из главных элементов в жизни любого крестьянина была его корова. Она давала пропитание, дорого стоила и потому была особо оберегаема. Пастушеством не всегда занимались как отдельной профессией, часто о такой работе просили детей и стариков, либо же пасли коров по очереди дворами. Однако в лесистых местностях все же прибегали к услугам специально обученного человека. Пастух должен был собирать стадо и уметь брать «отпуск», то есть совершать определённые обрядовые действия. Обычно это было чтение длинных, пространных писаний, которые работник произносил вслух, обходя животных и держа в руках икону. 

Также в некоторых регионах перед началом сезона пастух приходил к владельцам коров и брал у них шерсть и немного муки. Из этого он выпекал хлеб, которым и кормил своих «подопечных». Такой ритуал символизировал единство стада. Благодаря этому скот держался вместе и не расходился далеко.

Сгенерировано в «Шедевруме»

Чтобы не лишиться работы, пастуху приходилось договариваться с хозяином местности, а именно с лешим. Умельцу запрещалось уносить что-то из леса, ломать ветки, рушить гнезда. В зависимости от того, сколько лет работник выгуливает коров, он обязан был платить «дань» лесному духу. Это могло быть черное яйцо в первый год, лапти во второй и лучшая корова в третий. Если пастух не выполнял свою часть договора, то он, по преданиям, расплачивался за это жизнью. 

Как мельнику заставить водяного крутить жернова

Сгенерировано в «Шедевруме»

Связь этого ремесленника с водяной нечистью была очень близкой, ведь зачастую мельницы устанавливали вблизи реки, чтобы сила потоков приводила в движение все механизмы. Мельники так же, как и пастухи, приносили жертвы. Бросали в реку мертвых животных, хлебные крошки, а по праздникам угощали духа водкой. В древности было строго запрещено купаться под мельничным колесом, потому что свою плату могли забрать водяные. Также одной из традиций было держать в самом здании животных черного цвета, например, кошку или петуха.

Понять, что не только ремесленник управляет мельницей, можно было просто. Если вы приехали к мастеру перемолоть своё зерно и заметили, что сооружение резко остановилось или ни с того ни с сего начало работать, будьте уверены — это происходит по велению водяного.

Мельник, который работал с нечистой силой, должен был придерживаться строгих правил: не брать денег больше, чем нужно, не обманывать крестьян, не воровать зерно. За любое нарушение водяной мог покарать: сломать механизм или убить его хозяина.

Как кузнецу подковать черта

Сгенерировано в «Шедевруме»

Кузнецы во многих легендах обладают особой мифической силой. Они единственные, кто настолько часто работал с огнем и умел придавать различные формы металлу, что для остальных крестьян было неподвластно. Существует огромное количество сказок, где кузнец либо главный герой, который может победить любого злодея, либо тот, кто своим молотом творит чудо и помогает.

Согласно поверьям, черти могли общаться с мастером и подсказывать, что нужно делать, если не получалось выковать предмет. Они как будто были голосами в голове. Умельцы сами могли рассказывать истории о нечисти, чтобы поддерживать ауру таинственности вокруг своей профессии. 

Кузнецы единственные, кто напрямую мог общаться с чертями и даже подковывать их. Они не могли отказать в такой услуге, потому что она была платой за возможность работать с огнем и металлом.

 Понять, что перед ним именно нечисть, а не обычный путник, мастер мог по двум приметам:

  1. Черт никогда не здоровался
  2. Черт приезжал на лошади с человеческими ногами

Как обряды существуют до сих пор 

Многие традиции и элементы язычества фольклорные экспедиции находили даже в XX веке. Почему с приходом христианства они не ушли насовсем? Об этом мы спросили филолога по образованию, доцента и кандидата педагогических наук Ирину Юрьевну Люлевич.

 «Нельзя в один момент уничтожить многовековую память. Некоторые функции древних богов народ переносит на христианских святых с сохранением ритуалов почитания: все народные приметы по сути своей — сохраненная память о языческих обрядах. Женщины молились св. Параскеве Пятнице перед тем как прясть, явно отождествляя ее с древней богиней Мокошью. Даже в XIX веке в руководствах для священников, как проводить исповедь, включался грозный вопрос: «Ходила ли ты к Мокошь?», то есть носила ли подношения на погост для нее. Понятно, что если бы не было случаев, то не было бы и необходимости такое спрашивать.

Даже сейчас, в XXI веке, обычаи, приметы и суеверия – это тоже отголоски язычества: гадания на Крещение, приношения на могилы в пасху, «Чистый четверг» на Пасху, Масленица, выкуп невесты, прикармливание домового, плевание через левое плечо и прочие вещи, которые многие сегодня исполняют, не задумываясь. Мы не здороваемся и не прощаемся через порог, не свистим в доме, задаем вопросы кукушке, чаще всего не понимая, что делаем то же самое, что и наши далекие пра-пра-прадеды» — рассказывает Ирина Юрьевна.