Что такое студенческая прокрастинация и может ли она быть полезной

В статье рассмотрим, когда от прокрастинации необходимо избавляться, а когда не стоит этого делать

обложечка

Кадр из фильма "Тайное окно"

Многие студенты страдают от склонности откладывать задачи на потом. Это негативно сказывается на успеваемости и эффективности работы. EMDR-психолог и стресс-коуч Ксения Жаркова рассказала о том, когда студенческая прокрастинация приносит вред, а когда, наоборот, помогает.

Это важно!
Прокрастинатор не отдыхает, а продолжает тратить энергию на ненужные действия или самобичевание, вместо того, чтобы вложить ресурсы в то, что необходимо выполнить.

Как у студентов проявляется уклонение от выполнения задач?

Склонность к постоянному переносу дел характерна для разных категорий людей. Однако для прокрастинации у обучающихся есть отдельное название — академическая. Это понятие затрагивает университетскую сферу.

«Бесконечный «замкнутый круг» студенческой прокрастинации заключается в том, что откладывание учебных заданий приводит к снижению оценки собственных возможностей. Сомнения в себе еще больше снижают мотивацию, и начинается новая волна прокрастинации» — комментирует стресс-коуч Ксения Жаркова.

Сколько обучающихся подвержено академической прокрастинации?

Согласно статистике, эта проблема проявляется у 53% студентов и 61% аспирантов. Подготовка к семинарам и тестам и написание курсовых работ — задачи, к которым им сложнее всего приступить.

Почему студенты начинают откладывать дела?

Основные причины:

  •  Низкая самооценка: сомнения в своих силах заставляет отсрочить момент, когда придётся приступить к выполнению задачи и напомнить себе о том, что ты не сможешь с ней справиться.
  •  Страхи: боязнь опозориться, совершить ошибку, упустить возможности, а также опасение успеха, которое чаще всего связано с негативным опытом достижения целей.
  •  Эмоциональное выгорание. 
  •  Отсутствие простых знаний по тайм-менеджменту и приоритизации задач.
  •  Депрессия. 
  •  Недостаток навыков для контроля эмоций, мыслей и поведения. 

Какими способами студент может самостоятельно справиться с прокрастинацией?

«Прежде всего, выявите причины вашей прокрастинации, так как от этого зависит, достаточно ли вам прочитать книгу по тайм-менеджменту или всё-таки записаться на встречу с психологом» — подчеркивает Ксения.

Стресс-коуч поделилась с редакцией MCUniverse рекомендациями по борьбе с оттягиванием дел:

«Аппетит приходит во время еды. Иногда нужно просто начать делать» — добавляет EMDR-психолог Ксения Жаркова

Может ли откладывание дел быть полезным?

По словам стресс-коуча, прокрастинировать даже полезно, когда у студента есть привычка делать всё сгоряча.

Иногда человек всё время куда-то спешит и старается выполнить все дела сразу. Навязчивое желание немедленно начать и как можно скорее завершить выполнение задачи, даже если для этого понадобится гораздо больше усилий, называется  прЕкрастинацией. Браться за задачи сразу после их получения не всегда эффективно.

В рамках эксперимента профессор психологии Пенсильванского государственного университета Дэвид Розенбаум и его коллеги попросили студентов выполнить задание: пронести тяжелое ведро по переулку. Первое было расположено у старта, а второе — у финиша. Подавляющее большинство участников подняли ведро, которое было ближе к ним, и понесли его. В результате они тащили тяжелый груз гораздо дольше, чем если бы они взяли его только у финиша.

Когда Розенбаум спросил студентов, почему они приняли такое решение, они ответили, что «хотели выполнить задание как можно скорее». «Их желание облегчить свою умственную нагрузку было настолько сильным, что они были готовы приложить для этого немало дополнительных физических усилий», — сделал вывод профессор.

На участников эксперимента прокрастинация повлияла бы положительно: студенты, не захотели бы сильно напрягаться, всё обдумали и выбрали бы самый не энергозатратный вариант — взять ведро у финиша, а не у старта. В таком случае, потратив меньше сил, ребята получили бы такой же результат.

При академической прекрастинации акцент чаще делается на количестве, а не на качестве. Обучающийся пытается выполнить как можно больше дел за короткий срок, чтобы больше не думать об этих заданиях. Обычно это действительно выручает, однако иногда стоит намеренно себя затормозить в выполнении какой-то задачи, если есть понимание, что спустя время вы сможете закрыть её более качественно и с меньшими затратами ресурсов.