Женское кино: про что снимают российские режиссерки
Разбираемся, когда и за что начали признавать заслуги отечественных специалисток

Кадр из фильма «Верность»

Грета Гервиг — первая в истории женщина-режиссер, чей фильм — «Барби» — стал самым кассовым в своём году. Картина собрала почти 1,5 миллиарда долларов за два с половиной месяца. Этот прецедент действительно важен для всех кинематографисток. Долгое время женщин в индустрии не замечали и продолжают не замечать: за 94 года существования знаменитой кинопремии «Оскар» авторки всего дважды побеждали в номинации «лучший фильм».
В статье расскажем о переломном моменте для отечественных специалисток, трех выдающихся российских режиссерках и их работах, а поможет нам в этом кинокритик Антон Долин (Минюст считает иноагентом. Мы указываем это по требованию властей).
Переломный момент в российской режиссуре

Женщины-режиссеры — это не новое явление для отечественного зрителя: в СССР авторки — Кира Муратова, Алла Сурикова, Светлана Дружинина и другие — всегда принимали участие в конкурсах «Кинотавра», но победить им не удавалось.
Так называемый «поворот винта» случился именно в 2000-х. Программный директор «Кинотавра» и член Европейской киноакадемии Ситора Алиева в интервью Forbes рассказала о том самом моменте, когда в России начали признавать заслуги представительниц прекрасного пола в киноиндустрии:
«Переломным с гендерной точки зрения стал 2006 год, когда главная награда фестиваля была присуждена фильму «Изображая жертву», первой продюсерской работе Натальи Мокрицкой, приз за лучший дебют получила «Связь» Авдотьи Смирновой, а главный приз короткометражного конкурса достался «Девочкам» Валерии Гай Германики. После этого произошел настоящий прорыв. Уже в следующем, 2007 году, ровно половину конкурсной программы — 7 фильмов из 14 — сняли женщины»
С 2007 года количество авторок увеличивалось. И сегодня в отечественном кино появляется все больше и больше специалисток, побеждающих не только в «Кинотавре», но и на международных премиях.
Привязка чувств к открытому эротизму в фильмах Нигины Сайфуллаевой
Нигина смело и качественно показывает эротическую часть жизни, раскрывая при этом чувства героев.

Родилась в Душанбе, режиссером стала в Москве, ее творческий путь был непростым. Детство прошло в Таджикистане, на родине отца. Именно там начал зарождаться бунтарский стиль специалистки. В одном из своих интервью Сайфуллаева рассказала, как ее дед — писатель и президент Гостелерадио в Таджикистане — чуть не был расстрелян за то, что транслировал и отстаивал принципы светскости. Сайфуллаева считает, что именно этот дух свободы и независимости повлиял на ее творчество.
В 90-х Нигина вместе с мамой и двумя сестрами переехала в Москву во время Гражданской войны в Таджикистане, отец специалистки остался на родине. В столице России она столкнулась с другим, отличным от таджикского, менталитетом — более открытым ко всему неформальному. Стала интересоваться любовью, чувствами и отношениями с парнями, что в культуре стран ближнего востока девушкам делать не приветствуется.
Ее режиссерский дебют состоялся в 2009 году — Нигина сняла короткий метр под названием «Хочу с тобой», историю о девочке, которая хочет узнать взрослый мир, подслушивая разговоры своей матери с любовниками. А уже в следующей короткометражке «Шиповник» авторка затронула тему потери девственности девушкой.
Сюжет не самый классический: героиня на летних каникулах находится без родительского контроля и предоставлена сама себе, с ней происходит прекрасное — она впервые влюбляется, но объектом воздыхания становится двоюродный брат. Тема, безусловно, сложная для нашей реальности, поскольку инцест — преимущественно вещь запретная, но именно так Сайфуллаева заявила общественности, что не стесняется снимать кино о самой интимной части жизни человека.
телесности и чувственности, способна найти для этих по-прежнему
табуированных тем и подходящих актеров, и пластический визуальный язык. Но эротизм ее фильмов не самоценен и не самодостаточен, его невозможно отделить от тонкого психологического анализа — в этом и ценность»Антон Долин
В фильме «Верность» специалистка идет на одну из самых откровенных сцен в российском кино. Сюжет произведения: женщина, подозревающая мужа в неверности, сама решается на измену. Палитра чувств, которую испытывала героиня картины, демонстрируется зрителю через эротические сцены. Но такие кадры делаются Нигиной не просто так: ей важно показать естественные отношения людей, которые в том числе состоят из занятий любовью.
Сюрреализм в работах Ренаты Литвиновой
Рената является ярким представителем неформального кино, оно не для всех, подобных сюжетов в реальности не происходит.

Литвинова родилась в Москве, с ранних лет много читала, причем все подряд, так она развивала свою фантазию. Ей нравилось придумывать и писать сюжеты уже в детстве. Любимый автор режиссерки — Николай Гоголь, а любимая книга — Большая медицинская энциклопедия.
Как отмечала сама Рената, в пособии ей нравилось рассматривать всякие органы. Также она обожала проигрывать пластинки с записью речи людей, страдающих шизофренией. Подобные детские увлечения объясняют направленность фильмов Литвиновой — все ее картины артхаусные.
В интервью ELLE авторка рассказала, что в подростковом возрасте прониклась кино:
Рената Литвинова
«По ночам мама шила мне красивые платья, а в выходные давала деньги на утренние сеансы в кино, по вечерам мы часто ходили вместе. Это она приучила меня любить фильмы»

Именно читательский бэкграунд и любовь ко всему нестандартному привели Ренату к сюрреалистическому кино. Суть этого жанра заключается в том, чтобы передать смысл через абсурдные и не принятые в обществе образы и мотивы.
Любимый образ Литвиновой — небожительница, которая пришла не из нашего мира, но вынуждена жить в постсоветской российской действительности. Она как бы не от мира сего, выше, женственнее и более фантастическая.
В фильме «Последняя сказка Риты» показано взаимодействие двух составляющих — любви и смерти. Последняя здесь является героем, причем положительным, чьей задачей выступает забота о том, чтобы любящий человек ушел красиво. История происходит в больнице, где медсестра Неубивка присматривает за скороумирающей Ритой Готье. Больная представляет в этом фильме любовь. Литвинова стремилась показать, как важно любить и не бояться последствий, ведь в конечном счете о вас позаботиться сама Смерть.
Что-то между фантастикой и реальностью — это про работы Литвиновой. В её «Северном ветре» рассказывается о клане женщин, правящих на территории Северных полей и имеющих определенную способность: любое их желание тут же исполняется, например, 25 часов в сутках. Многие женщины на экране почти бессмертны — они не стареют, не умирают, а лишь исчезают. Здесь присутствуют и магические артефакты, и московское метро, и уже устойчивая тема отношений мужчины и женщины.
«Это было волшебное время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории Северных полей и жили в ожидании любви… Они были всесильны, и любое их желание исполнялось, но в один миг все изменилось и начался хаос…», — официальный синопсис фильма.
Пожалуй, именно последнее словосочетание полностью характеризует фильм: здесь нет четкой сюжетной последовательности, а потому картину понять до конца не удастся.
Творчество Ренаты Литвиновой — это сюрреалистические или сказочные фантазии. Их не бывает в нашем мире, но они затрагивают извечные темы, например, тему любви — те, кто ищет ее, всегда страдают физически, но наслаждаются в духовном плане.
Реалистическое кино Анны Меликян
Анна снимает комедии, но с грустными концовками. Ее фильмы — реально-сказочные истории, которые происходят с нами каждый день.

Ее детство прошло в Ереване, уже в детском саду она начала демонстрировать задатки режиссера – девушка на ходу сочиняла длинные сюжетные истории. В школе Меликян нравилось наблюдать за людьми, изучать их поведение и подмечать в них что-то необычное.
Кроме того, девушка была одной из тех, кто ставил спектакли в школе на сказочные мотивы. Отсюда зарождается и стиль специалистки – магический реализм. Ее кино рассказывает про повседневную жизнь людей, но в нем также присутствует и волшебный элемент.

Спустя два года после окончания режиссерского факультета ВГИК Меликян сняла свой первый полный метр «Марс», который был показан на Берлинском кинофестивале. Впрочем, на этом успехи Меликян не закончились, и в 2007 году вышел ее второй полнометражный фильм «Русалка», получивший приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс» и номинацию от России на «Оскар».
Нельзя сказать, что Анна является ярким представителем сюрреалистического кино, как Литвинова, или открыто снимает про эротическую составляющую жизни, как Сайфуллаева. Фильмы Меликян больше про традиционную современную картину действительности российского общества.
В картине «Звезда» показаны две героини: молодая провинциалка, мечтающая о пластической операции ради «красивой» жизни, и богатая особа, сделавшая бизнес благодаря связям мужа и его помощи. В трудные моменты девушки, абсолютно разные, помогают друг другу, проявляя солидарность. Это и реальная история, поскольку проблемы героинь и обстоятельства их жизни имеют место в нашей действительности, и сказочная, потому что происходит столкновение двух противоположных миров, социальных классов, причем весьма комичное, такое в современном мире увидеть сложно.
Еще одним примером сочетания магического и реального является фильм «Русалка». Это такая интерпретация знаменитой сказки Ханса Кристиана Андерсена. Мотив схож с книгой: девушка из одного мира (регион) спасает мужчину из другого (Москва), влюбляясь в него. Однако наполнение картины совершенно отличается от произведения писателя.
В центре сюжета девочка Алиса, которая до 16 лет живет у моря, а затем наполняется энтузиазмом и переезжает в столицу России. Здесь нет принцев и балов, но есть процесс обретения ног, вернее попытка встать на них. Персонажи здесь также схожи с теми, что есть в книге, но они интерпретированы на современный лад.
Это кино о становлении девочки, о ее первой любви, о бесконечных амбициях и сиюминутных разочарованиях. Оно смешное, доброе, но подобно каждому фильму Меликян здесь все кончается не «хэппи эндом».
Если как-то и можно обозначить режиссерский почерк Меликян, то она снимает трагикомедии: сюжеты комедийные, но сочетающие в себе драматические ноты. Специалистка конкретизировала свое творчество, назвав его «трагифарс» — все вроде бы хорошо и радостно, но в конце никому не до смеха.
мальчиков 21 века, не готовых к травмам и испытаниям, стремящихся
увидеть мир через призму мечты и сказки: иногда это приводит их к
комическим последствиям, иногда к драматическим. Стиль Меликян —
сказка для взрослых, ироничная мифология урбанистической
современности»Антон Долин