«Глянец сегодня — это не журнал»: где российские модники теперь следят за fashion-трендами?

«Модные журналы, глянцевые страницы», — звучало в песне 2009 года. В статье разберемся, что же происходит на российском рынке 14 лет спустя

фото: скриншот из фильма «Дьявол носит Prada»

Время российского глянца подошло к концу в марте 2022 года. Самые узнаваемые журналы покинули отечественный рынок, шлейфом оставив череду высказываний о смерти модных издательств в России. Но, может быть, все сложилось не так печально, как мы могли себе представить?

С чего всё началось?

Первым журналом, приблизившим Россию к гламуру, стал Cosmopolitan в 1994 году. Издание послужило стартом для эпохи глянца. Год за годом предложений на рынке становилось все больше, каждый мог выбрать своего фаворита.

В 1995 году на арену вышел Playboy, за ним в 1996 году — Elle и Harper’s Bazaar. В 1997 появился Marie Claire, в 1998 — Men’s Health, и, наконец, в том же году запустился «Vogue Россия».

В начале нулевых в страну продолжили приходить именитые модные журналы: в 2001 году в печать вышел GQ, в 2004 присоединился Glamour, в 2005 — Esquire и Instyle, в 2007 место на полках занял Grazia, а в 2008 начал издаваться Tatler. На этих всемирно известных изданиях строилась индустрия в России до 2022 года.

Что происходит сейчас?

Почти все вышеперечисленные журналы принадлежали глыбам глянцевого мира: медиаконгломерату Hearst и модному издательству Condé Nast. 

Поэтому отзыв лицензий обеих компаний на выпуск российских версий в 2022 году стал ударом для читателей. Вариативность пропала. Сотрудники остались без работы. Появились вопросы: что писать, где и для кого?

Российское издательство Independent Media локализовало бизнес и, следуя тенденции импортозамещения, переименовало журналы, на которые ранее имело лицензию:

  • Cosmopolitan ⟶ The Voice Mag
  • Esquire ⟶ «Правила жизни»
  • Harper’s Bazaar ⟶ The Symbol
  • Men’s Health ⟶ Men Today

Без изменений остался глянец, лицензии на выпуск которого предоставляли другие компании. Например, в первоначальном виде остается Grazia, так как его издают по разрешению итальянской компании Mondadori. Сохраняя привычный вид, продолжает работу в России Marie Claire, лицензия на который принадлежит британской компании Future Plc. 

Журналы Conde Nast выпускались от имени российского подразделения компании «Conde Nast Россия», поэтому головной офис расторг соглашение о франшизе и представлении прав на контент. Glamour, Tatler, GQ, Vogue ушли из России полностью.

Альтернативные варианты

Новым источником в медиаполе модной индустрии стали telegram-каналы. Бывшие редакторы популярного глянца обзавелись личными платформами для освещения событий в мире моды. Теперь не нужно ждать нового печатного выпуска любимого журнала, чтобы угнаться за свежими трендами. Достаточно просто зайти в Telegram и прочитать все последние fashion-новости.

Алина Шкарупа, ех-редактор отдела моды Elle и Cosmopolitan, поделилась своим мнением насчет тенденции ведения telegram-каналов:

«Мне кажется, Telegram — крутое место, где собрались профессионалы индустрии. Здесь они могут продолжать делиться своими знаниями, как делали это в глянце. Огромный плюс работы в Telegram — разнообразие форматов. В глянце ты все равно придерживаешься идеологии какого-то бренда, а тут можешь сам выбирать, какой тебе контент постить».

Алина является автором telegram-канала «ШМОТ» и выделяет для себя преимущества работы в таком формате:

«Большая свобода в реализации, ты сам себе главный редактор. Плюсом идет поддержание контактов с брендами. Так, мы помогаем друг другу и продолжаем развивать индустрию».

Читательский фокус сместился: большее количество людей отдает свое предпочтение telegram-каналам. Они привлекательны скоростью получения информации. Часто в постах автор оставляет гиперссылки на вещи или коллекции, которые он обозревает. Это значительно упрощает жизнь читателю, ведь посмотреть весь ассортимент или сразу же купить понравившуюся вещь можно в два клика. Кажется, нынешние модные журналы остаются в проигрыше:

«Отсутствие связи с чем-то масштабным (прим. – журналами Vogue, Elle, GQ) понизило интерес людей к глянцу вообще. Я думаю, у коллег, переименовавших свои журналы, трафик сильно меньше, чем был до. И практически нет международных съемок. А если и есть, то в ограниченном количестве. Возникают сложности с созданием контента».

Что нас ждёт?

Сейчас сложно говорить о скором возвращении привычных изданий, но даже в нынешних реалиях есть инструменты, которые можно успешно использовать для освещения мира моды.

По мнению Алины, «за Telegram-каналами стоит будущее, не иначе». Поэтому не стоит отчаиваться, ведь следить за fashion-трендами стало даже проще!