Game offer. Как используют видеоигры в политике


Памятник Жириновскому в Minecraft
«Сервер не выдержал наплыв желающих посетить памятник Жириновскому на «цифровое» 1 Мая», «ЛДПР провел масштабное шествие в Minecraft» и другие заполонившие медиа страны новости прямиком из мира киберпанка. Онлайн-митинг партии стал самой крупной первомайской демонстрацией, прошедшей в тот день в стране. По словам представителей ЛДПР, его посетили 12 тысяч пользователей.
Редакция MCUniverse решила разобраться, как видеоигры влияют на политический процесс, и можно ли считать их политическим инструментом.
Агитация в киберпространстве
Первым привлечь аудиторию из видеоигр в избирательный процесс решил бывший президент США Барак Обама. В 2008 году во время предвыборной кампании штаб кандидата выделил 44,5 тысячи долларов на виртуальную рекламу, которая была размещена в 18 видеоиграх, включая Burnout Paradise, NBA Live 08 и Guitar Hero 3.
В этих играх можно было увидеть баннеры со ссылкой на сайт VoteForChange.com, где избиратели могли зарегистрироваться на голосование и получить информацию о ближайшем участке.
«Целевая аудитория игр — мужчины в возрасте от 18 до 34 лет. Они редко смотрят телевизор и слушают радио, именно видеоигры — лучший способ вовлечь их», — считает Ван Бейкер, аналитик .


Личный остров Байдена
В 2020 году Джо Байден, на тот момент кандидат в президенты, решил не просто запустить рекламу, а по-настоящему интегрироваться в симулятор. В игре Animal Crossing: New Horizons появился целый остров с его аватаром. Локация была заполнена флаерами Демократической партии США, флаг украшал логотип Team Joe, а в виртуальном офисе кандидата можно было примерить футболку с атрибутикой партии.
На острове был и избирательный участок, на котором пользователи узнавали, как проходить процедуру голосования: вводить регистрационные данные, отдавать голос по почте и на месте.


Идеей воспользовались и другие политические деятели, например, Джагмит Сингх, лидер прогрессивной Новой демократической партии Канады, в последнюю неделю федеральной избирательной кампании 2021 года анонсировал в Твиттере открытие своего острова в игре:
«Мы создали наш собственный остров в Animal Crossing! Посетите его и вы сможете узнать больше о нашей партии и о том, как стать её частью».
Виртуальные протесты
Иногда цифровое пространство используется, чтобы показать свое несогласие. Например, активисты движения BLM проводили акции поддержки в видеоиграх Animal Crossing, World of Warcraft, Splatoon, ToonTown, Grand Theft Auto. В The Sims пользователь Ebonix устроил демонстрацию, в которой приняли участие около 200 человек.
Ebonix отметил в Twitter, что организовал виртуальный протест, чтобы помочь людям, которые не могут выйти на митинг на улицу во время пандемии, заявить о своей позиции.


Тогда же, в начале 2020 года, когда Covid-19 помешал протестам демократов в Гонконге, участники решили использовать Animal Crossing.
Причиной протестов стал закон о национальной безопасности, который предусматривал усиление государственной власти над регионом.
Акции протеста организовывал Джошуа Вонг, лидер гонконгской группы молодежных активистов. Персонажи, собиравшиеся на острове, избивали фотографию Главы исполнительной власти Кэрри Лам рыболовными сетями и флагом с надписью: «Свободный Гонконг, Революция сейчас».
В Animal Crossing даже появились футболки Free Hong Kong, которые протестующие могли носить в день вступления в силу закона. Их создала гонконгская геймерша Юки, эмигрировшая в Англию. По словам девушки, игры помогали ей выражать свою позицию, не сталкиваясь с таким насилием, как во время уличных акций. Animal Crossing стала возможностью для безопасного распространения информации.

Россия и геймеры
Пока во многих странах политики используют видеоигры для привлечения молодой аудитории, в России в них находят причины распространения насилия, самоубийств и преступлений в подростковой среде, поэтому появляются предложения о строгой регулировке и даже запрете игр.


Леонид Мойжес, член Московского центра исследований видеоигр, считает, что все дело в разнице политической обстановки в странах:
«Политическую ситуацию в Америке нельзя назвать идеальной, но надо признать, что выборы там до какой-то степени конкурентные, а в последние годы — очень напряженные. В таких условиях обе партии стараются охватить как можно больше демографических групп, привлекают активистов. Если добавить к этому то, что США — мировой центр в создании и потреблении игр, то становится понятно, почему их активно используют штабы кандидатов.
В России выборы, скажем мягко, несколько менее конкурентные, и, насколько я понимаю, основу избирателей составляют пожилые или иные группы, которые в играх не особенно заинтересованы. В таких условиях тратить силы на проведение кампаний в играх довольно бессмысленно.
В то же время, понимание, что игры достаточно влиятельны, как минимум, культурно, у российской власти есть. Надо заметить, что дело не ограничивается запретами, игры используются в России и в пропагандистских целях. Прямо сейчас можно наблюдать за историей со . Другое дело, что политическая пропаганда в России в целом не так сильно привязаны к выборам и, как следствие, менее конкретна».
– Имеют ли игры потенциал стать эффективным политическим инструментом?