За деньги — да! О том, как детство влияет на финансовое поведение уже взрослого человека

Кадр из фильма «Такси 3»
Привычки и принципы, которыми люди руководствуются при принятии решений, — это эхо детства, период, когда формируется отношение к деньгам. Редакция MCUniverse вместе с практикующим психологом Светланой Ильященко рассмотрела несколько моделей обращения с «зелеными бумажками», разобралась в истоках разного поведения, а независимый финансовый консультант Екатерина Христова поделилась советами, как справиться с той или иной проблемой, связанной с доходами.
В долгах как в шелках

Некоторые люди после того, как взяли кредит, ощущают удовольствие и облегчение, будто вопрос пустующего кошелька решен. Индивида могут посещать мысли: «Сейчас я при деньгах, а дальше будет видно, что делать». К сожалению, состояние удовлетворенности длится до момента, пока не приходится отдавать долг. Такое финансовое поведение связано с низкой самооценкой. Мама и папа не хвалили ребенка, обесценивали его успехи, сравнивали с другими детьми. Повзрослев, личность прибегает к займу, чтобы казаться более успешной. У нее «в голове стоит образ недовольных ею родителей». Человек не уверен в себе, полностью зависит от мнения окружающих и пытается «пустить пыль в глаза».
К тому же подобная «долговая яма» может быть результатом давления со стороны массовой культуры, которая транслирует идеальную жизнь, и человек, наблюдающий за ней, начинает ощущать себя никчемным. Например, он размышляет: «У них есть 14 айфон, а у меня нет…», «Почему они отдыхают в Дубае, а я нет?».
«Следует знать, что микрозаймы портят кредитную историю, и, живя с ними, человек лишается возможности взять у банка долг на крупную покупку, например, жилья», — рассказала Екатерина Христова.
«Я просто экономный!»

Рассмотрим бедное детство, когда хватало только «на поесть». Ребенку покупали все самое дешевое, он донашивал одежду за братьями и сестрами. Если просил у родителей новые ботинки, ему отвечали: «У тебя уже одна пара есть, зачем тебе еще? Лишь бы что-нибудь купить». Либо мама часто говорила, что денег нет и нужно экономить. С какой установкой может жить такая личность? «Тратить без сильной надобности — плохо!».
«Отголоски бедной юности не позволяют расширить кругозор своего финансового восприятия», — поделилась психолог Светлана Ильященко.
У человека, который столкнулся с подобными трудностями в семье, формируется
. Даже если он получает зарплату выше среднего, все равно старается отложить деньги на черный день, потратить их на других или вложить в бизнес, стараясь сэкономить на себе.«Держать деньги в наличной форме не стоит, и следует задуматься о создании
, который через 10–15 лет будет работать на вас».«Нужны деньги — бери, я еще заработаю»

Это слова замкнутой, одинокой личности. У нее, скорее всего, не было в детстве друзей, а родители проводили большую часть времени на работе. Ребенок пытался сблизиться со сверстниками, но его стремление обесценивалось и не вызывало у ребят симпатии.
Во взрослом возрасте в надежде получить заветный интерес со стороны окружающих и наладить с ними взаимоотношения, человек одаривает деньгами других. Такой формат общения становится для него оптимальным.
Кроме того, подобное обращение с финансами может быть вызвано ситуацией, когда родители вместо должного внимания давали ребенку наличные. Смотря на их модель поведения, он усвоил аналогичный способ взаимодействия с людьми и выражения любви.
«На что я потратил всю зарплату?»

Такое выражение может быть расценено как признак низкого уровня финансовой грамотности у человека. В детстве родители часто не давали ребенку карманных денег, полагая: «Растранжирит куда не надо». Подобный образ действий лишает человека возможности учиться разумно обращаться с деньгами. Вырастая, он может не понимать, как правильно планировать бюджет, и тратить его бездумно.
«Я дал вам сто рублей, значит сдача…»

Рассмотрим историю из детства, когда мама дала ребенку деньги на продукты и отправила его в магазин. Еда куплена, но женщина обнаруживает, что сдачу прилично недодали, она начинает возмущаться и срываться на маленького помощника. Он чувствует себя виноватым и проносит эту эмоцию через всю жизнь. Каждый раз, когда берет сдачу, пересчитывает ее по нескольку раз, чтобы не столкнуться с неприятными воспоминаниями.
Исход может быть иным: повзрослев, человек станет подтверждать детскую установку, что он «безалаберный». Его подсознание запомнило расстроенный и злой взгляд матери, поэтому появляется страх браться за деятельность, где нужно считать деньги или проверять что-то.
«А что мне за это будет?»

Некоторых детей поощряли за работу. Например, говорили: «Уберешься в своей комнате и получишь 200 рублей» или «Сходишь в магазин — куплю тебе что-нибудь». У ребенка сформировалась установка, что за любой труд должно следовать вознаграждение. Деньги для него становятся главной мотивацией, и во взрослом возрасте личность продолжает искать выгоду во всем. Представим, что человека просто попросили помыть посуду, а он сразу непроизвольно думает: «А что мне за это будет?»