Почему все боятся «ЧВК Редан», или что такое моральная паника?

Дмитрий Громов

Одним пасмурным днем на пляже Клактона подрались две группы молодых людей. Разбили несколько витрин и носов, да и разошлись. А на следующий день почти все газеты Англии написали про безумные бойни модов и рокеров, несущих угрозу всему британскому обществу. Позже социолог Стэнли Коэн объяснит, как СМИ превратили локальный конфликт в национальную катастрофу, и назовет этот феномен «моральной паникой».

С ней мы сталкиваемся и сейчас. Современный пример — так называемый «ЧВК Редан». Драка подростков в ТЦ «Авиапарк» вызвала настоящий бум публикаций. Писали о падении культуры, плохих играх, развращающих молодежь и о запрете аниме, но куда пропала эта «страшная организация» спустя месяц?

Разберемся, что такое моральная паника и как она возникает, вместе с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Центра по изучению межэтнических отношений ИЭА РАН Дмитрием Громовым.

Страх в глазах смотрящего 

Моды и рокеры, анимешники и офники — все они ведут неправильный образ жизни, следуют не тем ценностям, да и вообще подрывают общественные устои. По крайней мере, так говорят чиновники, пишут СМИ, и рассказывают учителя на родительских собраниях, но не всегда угроза, исходящая от подобных групп, реальна. Одна небольшая потасовка — и всех накрывает волна страха и беспокойства, а участники стычки превращаются в демонов.

 Распространение массовой истерии по поводу некой идеологии, тенденции, группы лиц или личности, якобы представляющих опасность, получило название «моральной паники».  

Стэнли Коэн в своей работе «Народные дьяволы и моральная паника» выделил следующие стадии.

Этапы моральной паники
1. Определение «народных дьяволов» — аутсайдеров или девиантов, несущих угрозу обществу.
2. Появление моральных предпринимателей — социальных институтов, групп или индивидов, заинтересованных в сохранении и защите духовных ценностей.  
3. Формирование массового беспокойства. Обычно оно не соответствует степени существующей угрозы — завышает ее в несколько раз.  
4. Социальные изменения. Деятельность взволнованного общества и моральных предпринимателей приводит к принятию соответствующих мер.

Арахнофобия 

Свежий пример моральной паники — реакция на редановцев, образ которых был демонизирован настолько, что в СМИ их всерьез начали называть ЧВК.

После массовой драки подростков в московском торговом центре «Авиапарк» СМИ стали писать о некоем объединении агрессивно настроенных анимешников, однако до этих событий ещё никакой субкультуры «Редан» не существовало. Оригинальная группа «Редан» создавалась для продажи аниме-мерча бренда «Хикикомори Кай», и ещё в ноябре о ней никто не знал.

Почему тинейджеры с пауками на спине стали угрозой номер один для скреп? Моральная паника не возникает на пустом месте.  В ее основе всегда лежат какие-либо социальные проблемы,  которым долгое время не могут найти решения.

Соцсети
Типичные представители «ЧВК Редан» по версии СМИ

Дмитрий Громов отмечает, что одной из причин всеобщей истерии по поводу редановцев можно назвать  страх за детей.  Забота о них заложена в людях на уровне инстинктов и подкреплена существующими этическим нормами. Поэтому все, что связано с подростками, вызывает особый интерес, тем более если оно может представлять для них угрозу. 

Другим поводом к развитию моральной паники может быть  недоверие старших к младшим.  Им часто кажется, что молодое поколение представляет собой разрушительную силу, способную уничтожить привычный мир. Особенно взрослых пугает молодежь, которая объединяется в группы, существующие по правилам, отличным от большинства. Некоторые чиновники, например, губернатор Курской области Вадим Шумков, считают, что подросткам-неформалам не хватает общей идеологии, поэтому следует всерьез заняться их патриотическим воспитанием.

 

Всё произошедшее выявило системную фобию, существующую в обществе на разных уровнях, особенно у людей старшего возраста: у нас до сих пор боятся «субкультурщиков». Не понимают, а значит, боятсяДмитрий Громов

Принятые субкультурной группой нормы обязательны только для ее членов. Несмотря на это, в обществе относятся с настороженностью и опаской к неформалам и часто связывают их с насилием и деструктивным поведением. И хотя между представителями разных субкультур могут возникать конфликты, угрозы для всех остальных они не представляют.

Аниме, «Дота» и дьяволы 

Изначально «Редан» — это не субкультура, но благодаря шумихе в медиапространстве у неё есть шанс таковой стать. 

СМИ уже создали образ современных «народных дьяволов» и активно его распространяют. Сейчас почти каждый знает, что подростков с длинными волосами в черных кофтах с пауками на спине и клетчатых штанах следует остерегаться.

Многие издания делают акцент на том, что двенадцатилапый паук — символ преступного клана «Редан» из манги и аниме Hunter x Hunter, а произношение цифры «четыре» на японском созвучно слову «смерть». Такие знаки действительно кажутся зловещими, особенно для тех, кто не познакомился с ними и брендом «Хикикомори Кай» ближе. На черных лонгсливах и футболках красуются надписи: «Я устал от своей бесполезности» и «Повсюду столько ненависти ко мне, не знаю, чем я ее заслужил…», похожие записи есть и в сообществе во «ВКонтакте». Подобные смыслы характерны для дед инсайдов, субкультура которых относится к депрессивным: представители достаточно пессимистичны, пассивны и не настроены на агрессию. 

mavink. com
Организация «Редан» из Hunter x Hunter

Кроме того, зачастую мерч — это просто мерч. Вряд ли дизайнеры одежды вкладывали в паука какую-то иную идею, кроме принадлежности к Hunter x Hunter.

Пока что нельзя ожидать угрозы со стороны «Редан», чего не сказать об их противниках — околофутбольщиках, которые устраивают драки или провоцируют других подростков на них.

А судьи кто?

При любой моральной панике можно найти тех,  кто в ней заинтересован.  Их называют моральными предпринимателями. Социологи Эрих Гуд и Нахман Бен-Йегуда выделили три типа агентов, которые могут провоцировать волнение в массах: элиты, средние группы и «низы». Причем не всегда могут быть задействованы все три, но есть обязательное условие: вопросы, которые поднимают моральные предприниматели, должны беспокоить всё общество. 

Разберем, кто участвовал в распространении паники в случае с редановцами вместе с Дмитрием Громовым.

Эксперт отмечает, что в данном случае к ним относятся неформальная молодежь и их противники.

«Неформалы были вдохновлены победой «редановцев» в «Авиапарке» и начали объединяться, по крайней мере, в интернете. Это было психологической компенсацией насилия, которому неформалы подвергаются со стороны хулиганов.

Пацанская молодежь, напротив, возмутилась активностью «нефоров» и отправилась их бить. Традиционно к информационной шумихе подключились родительские чаты и диванные аналитики всех мастей».

К ним относятся СМИ, региональные власти, общественные движения и иные объединения, которые могут указать на проблему.

«Местные СМИ и чиновники, описывая молодежные «сходки», преподносили их как акции «ЧВК Редан». В то же время по сообщениям с мест было видно, что никаких неформалов там нет, туда приходили те, кто собирался их бить».

Интерес элит был заметен по мобилизованности силовых структур на борьбу с «внутренним врагом».

«Основные задержания подростков пришлись на 24 февраля — годовщину начала спецоперации. Силовики были начеку, и появление в медийном пространстве странных молодых людей оказалось кстати.

«Первый канал», «Лига безопасного интернета» и другие структуры разрабатывали версию о подрывной информационной деятельности с территорий соседних государств.

Наконец, обращает на себя внимание заявление о необходимости борьбы с молодежным экстремизмом, сделанное на высшем уровне 28 февраля. Впрочем, анализ деятельности элит — это во многом «гадание на кофейной гуще».

За что боролись, на то и напоролись

Моральная паника в итоге приводит к тому, что новости о событии привлекают всё больше внимания. Люди не просто верят в несуществующие проблемы, но и сами их создают.

Так, с 22 февраля, после первой драки «пауков» и освещения этого в СМИ, в крупных городах России стали задерживать молодых людей, подходящих под описание «редановцев». А затем находить следы «субкультуры» начали по всему СНГ. В ГомелеКиеве, Костанае сообщали о сходках агрессивных подростков.

Последней масштабной новостью о «группировке» было задержание 300 подростков на площади в Чите. СМИ писали, что это может быть связано с распитием алкоголя. 

При этом в соцсетях активно появлялись сообщества с названием «ЧВК Редан», их образ распространялся и даже стал источником мемов.

Власти наносят ответный удар

Дмитрий Громов считает, что моральные паники вызывают организационные подвижки, связанные с якобы восстановлением нравственных норм. Например, вводятся репрессивные законы или создаются новые структуры, контролирующие их. 

Такие меры хотят принять и на фоне событий, связанных с редановцами. Депутат Султан Хамзаев предложил запретить часть аниме-сериалов и игр из-за их «направленности на разрушение традиционных ценностей». А глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина высказалась за «жесткое превентивное реагирование: недопущение сборищ и организованное идеологическое наступление на «пауков». 

Радуют инициативами и депутаты на местах. Так, из-за задержаний подростков во Владикавказе, во всех школах Северной Осетии провели родительские собрания. Министр образования и науки республики Элла Алибекова сообщила, что предметом обсуждения стали неформальные объединения.

В Уфе и Чите на выходных организовали внеклассные мероприятия, чтобы занять школьников. Некоторые СМИ связали это с вероятностью сходок «ЧВК Редан». Родителям даже приходилось писать заявления, если они хотели, чтобы ребенок остался дома. 

К таким мерам привели несколько драк подростков. А ведь «ЧВК Редан» — лишь один пример моральной паники, можно найти ещё сотни подобных. И важно понять, на чем они основаны, чтобы не поддаваться массовой истерии.

Поделиться: