«Девочка с персиками», «Мика Морозов» и другие: как сложились жизни детей со знаменитых картин

fit_1024_512_false_crop_3874_2181_0_846_q90_1460282_2f978f1ba26c9df3e77840c0e

Фрагмент картины В. Серова «Девочка с персиками». 1887. ГТГ

Благодаря маленьким натурщикам, озорным и открытым, художники создают запоминающиеся полотна. Интересно узнать, кто герои популярных произведений искусств, как сложились их судьбы? Редакция MCUniverse расскажет о жизнях четверых детей, изображенных на картинах, которые вы точно видели.

«Девочка с персиками» Валентина Серова

На популярном серовском портрете запечатлена дочь русского предпринимателя, мецената Саввы Мамонтова — двенадцатилетняя Вера. Именно после этой работы о Валентине Александровиче заговорили как о талантливом живописце.

Девочка была одной из пяти детей Мамонтовых, которые воспитывались в творческой среде. В гости к семье часто приезжали скульпторы, музыканты, художники. В августе 1887 года имение Абрамцево посетил давний товарищ Саввы Ивановича — юный Серов.

Савва Мамонтов с дочерью Верой. 1877. Музей-заповедник «Абрамцево»
Вера Мамонтова. 1890-е. Музей-заповедник «Абрамцево»

Одним солнечным днем Веруша, как ее ласково называли родители, забежала в столовую, схватила персик и села за стол. Живописец понял, что хочет написать ее портрет. Настолько ему понравилась, казалось бы, незамысловатая композиция увиденного. Над холстом Валентин Александрович трудился почти два месяца. Из-за непоседливости девочки и педантичности мастера работу закончили в сентябре. Сам Серов потом сказал:

Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров.

Повзрослев, Вера Мамонтова стала заниматься общественной деятельностью: открыла церковь, построила школу, больницу, ремесленные мастерские. С будущим мужем Александром Самариным девушка познакомилась благодаря московским курсам по истории и литературе. Отец мужчины, выходец из старинного знатного рода, был категорически против женитьбы сына на купеческой дочери. Просьбы благословения на брак несколько раз увенчивались отказом. Влюбленные поженились только после смерти главы семейства.

Вера и Александр Самарины в свадебном путешествии. 1903

В период с 1904 по 1907 годы у пары родилось трое детей. К сожалению, супруги были счастливы недолго. В декабре 1907 года по пути в Абрамцево, куда семья направлялась на Рождество, Вера заболела и умерла от скоротечной пневмонии. Ей было 32 года. Женщину похоронили в родной усадьбе.

Детей воспитывала младшая сестра Мамонтовой Александра. Самарин после смерти жены прожил еще 25 лет, построил в честь нее храм Живоначальной Троицы в Московской области. В 1920-е мужчину сослали в Якутию. В 1932 г. он скончался в лагере ГУЛАГа.

Веру нередко называли «абрамцевской богиней». Некоторые другие живописцы тоже любили писать ее образ. Она стала героиней картин «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня» Виктора Васнецова. Он отмечал, что и знаменитая Аленушка срисована с нее. Кстати, есть легенда, что несчастье Мамонтовой принес ее портрет, написанный Михаилом Врубелем для поэмы Лермонтова «Демон», — «Тамара в гробу». Правда, с момента создания рисунка до смерти Мамонтовой прошло 16 лет, так что вряд ли в этом есть какая-то мистика.

В. Васнецов. «Девушка с кленовой веткой». 1896
В. Васнецов. «Боярышня». 1884
М. Врубель. «Тамара в гробу». 1890-1891

«Мика Морозов» Валентина Серова

Не менее известная работа кисти Валентина Александровича — «Портрет Мики Морозова». На ней изображен четырехлетний сын предпринимателя Михаила Морозова и хозяйки литературно-музыкального салона Маргариты Мамонтовой. Образ обаятельного кудрявого мальчика стал одним из олицетворений детства в русской живописи.

В. Серов. «Мика Морозов». 1901

Миша, или Мика, — третий ребенок в семье любителей искусства. Его отец был меценатом, коллекционером картин, дружил со многими творческими людьми, в том числе с Серовым, которого часто приглашал в гости.

При написании картины непоседливый натурщик позировал неохотно, поэтому художнику приходилось работать короткими сеансами, длившимися не более получаса. Мать Морозова-младшего впоследствии сказала:

Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила.
william-shakespeare.ru

Мальчик получил хорошее домашнее образование, усиленно занялся изучением английского языка. Продолжил обучение в Оксфорде и Кембридже, затем в Московском государственном университете. Михаил Михайлович увлекался театром, работал режиссером, преподавателем на филологическом факультете МГУ. Стал основоположником отечественной школы научного изучения творчества Шекспира, переводил «Гамлета». В последние годы жизни был редактором журнала News, издававшегося в Москве на английском языке.

Михаил Морозов умер в 1952 году от стенокардии в возрасте 55 лет. О последнем дне этого выдающегося человека рассказал исследовать и писатель Александр Летенко.

Из-за того, что профессору с громкой фамилией приходилось работать с западными коллегами, он сильно опасался ареста. И вот 9 мая 1952 года за ним приехали. Повезли в Кремль. Выяснилось, что требовалась помощь в подготовке конференции для потомков и наследников русского купечества, живущих в эмиграции. Михаилу Михайловичу предложили встречать и сопровождать гостей, пообещали хорошую материальную поддержку. Морозов согласился. После собрания в ЦК его отвезли на правительственном автомобиле домой. Он лег отдохнуть на диван и умер. Не выдержало сердце.  

Оказывается, инфаркты бывают не только от неприятностей. Их могут вызывать и весьма сильные положительные эмоции, пишет Летенко.

«Опять двойка» Федора Решетникова

На знакомой всем картине советского художника запечатлен сын его бывшего соседа, известного латвийского авангардиста Густава Клуциса — четырнадцатилетний Эдвард. Работа считается одной из самых известных в творчестве Решетникова. После ее создания он стал членом Академии художеств СССР. 

Ф. Решетников. «Опять двойка». 1952

«Опять двойка» — вторая часть из трилогии «Детство». По одной из версий, вдохновение на написание Федор Иванович нашел в собственной семье. Случалось, его дочь Люба приносила со школы двойки и, расстроенная, уходила на кухню. Ее виноватый взгляд мужчина и перенес на героя произведения.

По другой версии, Решетников хотел изобразить отличника, принесшего домой пятерку. В поисках натурщика живописец отправился в одну из московских школ. Там он понял, что лучше взять образ не успешного ученика, а двоечника, ведь плохая оценка чаще всего вызывает куда больше эмоций, чем хорошая.

Главным героем полотна стал мальчишка, игравший в футбол. Художник делал наброски, наблюдая за детьми во дворе. Щуплый, маленький Эдвард, который расстраивался из-за каждого пропущенного гола, оказался самой подходящей моделью.

Отец мальчика Густав Клуцис. tehne.com

Впрочем, у ребенка была непростая судьба. В 1930-х годах его отца репрессировали и расстреляли по сфабрикованному делу. Мальчик жил в одном доме с Решетниковым. После ареста резко уменьшившаяся семья Клуциса поменялась с художником квартирами. На картине как раз изображено бывшее жилье авангардиста.

О биографии уже взрослого Эдварда известно очень мало. В 1989 году он обратился с запросом об участи своего талантливого родителя Густава и получил ответ, что тот реабилитирован посмертно. Сын вместе с матерью занялся сохранением творческого наследия отца. Его работы сейчас находятся в Третьяковке.

Г. Клуцис. «Радио-оратор №4». 1922
Г. Клуцис. «Комплект прозодежды». 1922
Г. Клуцис. «Проект сооружения к 5-й годовщине Октября». 1922

«Утро» Татьяны Яблонской

Натурщицей для советской художницы стала ее тринадцатилетняя дочь Лена. Может показаться, что героиня полотна живет в огромной квартире, но на самом деле семья обитала в бедной коммуналке. Лена родилась в 1941 году, отец почти сразу ушел на фронт. Когда вернулся, с женой развелся, семейная жизнь не заладилась. В 1954 году Татьяна Яблонская написала знаменитое «Утро».

Елена Яблонская с картиной «Утро»

Репродукции печатались в газетах, учебниках, на открытках. Однажды юный ровесник Лены, Арсен Бейсембинов, увидел картину в журнале «Огонек». Девочка с нее так сильно его впечатлила, что он даже вырезал ее изображение и прикрепил на стену.

aif.ru

Прошли годы. Арсен переехал в Москву, поступил в Строгановское училище, влюбился уже по-настоящему. Затем привез избранницу по имени Елена в Казахстан. Там, у него дома, девушка заметила выгоревшую вырезку. Пришлось признаться, что она и есть та самая натурщица, которой парень пленился еще в юности. Этот факт она афишировать не любила.

Мои одноклассники даже не подозревали, что я дочь той самой Яблонской, потому что я носила фамилию отца — Отрощенко и никому не хвасталась своим родством,рассказывала Елена Сергеевна.

Пара поженилась, переехала в Алматы. Женщина работала иллюстратором, мультипликатором, занималась гобеленами. Супруги прожили вместе почти сорок лет — до смерти Арсена Бейсембинова в 2000 году. Их сын Зангар стал художником, сменил несколько стран — от Турции до США. Везде писал картины, создавал дизайнерские проекты.

З. Бейсембинов. «Виноград». 2014.
artistsarea.com
З. Бейсембинов. «Декорация». 2014.
artistsarea.com

Все помнят мальчика с упаковки «Киндера» или девочку с обертки «Аленки». Любопытно, как же сложились их судьбы?

Поделиться: