«Девочка с персиками», «Мика Морозов» и другие: как сложились жизни детей со знаменитых картин
Благодаря маленьким натурщикам, озорным и открытым, художники создают запоминающиеся полотна. Интересно узнать, кто герои популярных произведений искусств, как сложились их судьбы? Редакция MCUniverse расскажет о жизнях четверых детей, изображенных на картинах, которые вы точно видели.
«Девочка с персиками» Валентина Серова
На популярном серовском портрете запечатлена дочь русского предпринимателя, мецената Саввы Мамонтова — двенадцатилетняя Вера. Именно после этой работы о Валентине Александровиче заговорили как о талантливом живописце.
Девочка была одной из пяти детей Мамонтовых, которые воспитывались в творческой среде. В гости к семье часто приезжали скульпторы, музыканты, художники. В августе 1887 года имение Абрамцево посетил давний товарищ Саввы Ивановича — юный Серов.
Одним солнечным днем Веруша, как ее ласково называли родители, забежала в столовую, схватила персик и села за стол. Живописец понял, что хочет написать ее портрет. Настолько ему понравилась, казалось бы, незамысловатая композиция увиденного. Над холстом Валентин Александрович трудился почти два месяца. Из-за непоседливости девочки и педантичности мастера работу закончили в сентябре. Сам Серов потом сказал:
Повзрослев, Вера Мамонтова стала заниматься общественной деятельностью: открыла церковь, построила школу, больницу, ремесленные мастерские. С будущим мужем Александром Самариным девушка познакомилась благодаря московским курсам по истории и литературе. Отец мужчины, выходец из старинного знатного рода, был категорически против женитьбы сына на купеческой дочери. Просьбы благословения на брак несколько раз увенчивались отказом. Влюбленные поженились только после смерти главы семейства.
В период с 1904 по 1907 годы у пары родилось трое детей. К сожалению, супруги были счастливы недолго. В декабре 1907 года по пути в Абрамцево, куда семья направлялась на Рождество, Вера заболела и умерла от скоротечной пневмонии. Ей было 32 года. Женщину похоронили в родной усадьбе.
Детей воспитывала младшая сестра Мамонтовой Александра. Самарин после смерти жены прожил еще 25 лет, построил в честь нее храм Живоначальной Троицы в Московской области. В 1920-е мужчину сослали в Якутию. В 1932 г. он скончался в лагере ГУЛАГа.
Веру нередко называли «абрамцевской богиней». Некоторые другие живописцы тоже любили писать ее образ. Она стала героиней картин «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня» Виктора Васнецова. Он отмечал, что и знаменитая Аленушка срисована с нее. Кстати, есть легенда, что несчастье Мамонтовой принес ее портрет, написанный Михаилом Врубелем для поэмы Лермонтова «Демон», — «Тамара в гробу». Правда, с момента создания рисунка до смерти Мамонтовой прошло 16 лет, так что вряд ли в этом есть какая-то мистика.
«Мика Морозов» Валентина Серова
Не менее известная работа кисти Валентина Александровича — «Портрет Мики Морозова». На ней изображен четырехлетний сын предпринимателя Михаила Морозова и хозяйки литературно-музыкального салона Маргариты Мамонтовой. Образ обаятельного кудрявого мальчика стал одним из олицетворений детства в русской живописи.
Миша, или Мика, — третий ребенок в семье любителей искусства. Его отец был меценатом, коллекционером картин, дружил со многими творческими людьми, в том числе с Серовым, которого часто приглашал в гости.
При написании картины непоседливый натурщик позировал неохотно, поэтому художнику приходилось работать короткими сеансами, длившимися не более получаса. Мать Морозова-младшего впоследствии сказала:
Мальчик получил хорошее домашнее образование, усиленно занялся изучением английского языка. Продолжил обучение в Оксфорде и Кембридже, затем в Московском государственном университете. Михаил Михайлович увлекался театром, работал режиссером, преподавателем на филологическом факультете МГУ. Стал основоположником отечественной школы научного изучения творчества Шекспира, переводил «Гамлета». В последние годы жизни был редактором журнала News, издававшегося в Москве на английском языке.
Михаил Морозов умер в 1952 году от стенокардии в возрасте 55 лет. О последнем дне этого выдающегося человека рассказал исследовать и писатель Александр Летенко.
Из-за того, что профессору с громкой фамилией приходилось работать с западными коллегами, он сильно опасался ареста. И вот 9 мая 1952 года за ним приехали. Повезли в Кремль. Выяснилось, что требовалась помощь в подготовке конференции для потомков и наследников русского купечества, живущих в эмиграции. Михаилу Михайловичу предложили встречать и сопровождать гостей, пообещали хорошую материальную поддержку. Морозов согласился. После собрания в ЦК его отвезли на правительственном автомобиле домой. Он лег отдохнуть на диван и умер. Не выдержало сердце.
«Опять двойка» Федора Решетникова
На знакомой всем картине советского художника запечатлен сын его бывшего соседа, известного латвийского авангардиста Густава Клуциса — четырнадцатилетний Эдвард. Работа считается одной из самых известных в творчестве Решетникова. После ее создания он стал членом Академии художеств СССР.
«Опять двойка» — вторая часть из трилогии «Детство». По одной из версий, вдохновение на написание Федор Иванович нашел в собственной семье. Случалось, его дочь Люба приносила со школы двойки и, расстроенная, уходила на кухню. Ее виноватый взгляд мужчина и перенес на героя произведения.
По другой версии, Решетников хотел изобразить отличника, принесшего домой пятерку. В поисках натурщика живописец отправился в одну из московских школ. Там он понял, что лучше взять образ не успешного ученика, а двоечника, ведь плохая оценка чаще всего вызывает куда больше эмоций, чем хорошая.
Главным героем полотна стал мальчишка, игравший в футбол. Художник делал наброски, наблюдая за детьми во дворе. Щуплый, маленький Эдвард, который расстраивался из-за каждого пропущенного гола, оказался самой подходящей моделью.
Впрочем, у ребенка была непростая судьба. В 1930-х годах его отца репрессировали и расстреляли по сфабрикованному делу. Мальчик жил в одном доме с Решетниковым. После ареста резко уменьшившаяся семья Клуциса поменялась с художником квартирами. На картине как раз изображено бывшее жилье авангардиста.
О биографии уже взрослого Эдварда известно очень мало. В 1989 году он обратился с запросом об участи своего талантливого родителя Густава и получил ответ, что тот
посмертно. Сын вместе с матерью занялся сохранением творческого наследия отца. Его работы сейчас находятся в Третьяковке.«Утро» Татьяны Яблонской
Натурщицей для советской художницы стала ее тринадцатилетняя дочь Лена. Может показаться, что героиня полотна живет в огромной квартире, но на самом деле семья обитала в бедной коммуналке. Лена родилась в 1941 году, отец почти сразу ушел на фронт. Когда вернулся, с женой развелся, семейная жизнь не заладилась. В 1954 году Татьяна Яблонская написала знаменитое «Утро».
Репродукции печатались в газетах, учебниках, на открытках. Однажды юный ровесник Лены, Арсен Бейсембинов, увидел картину в журнале «Огонек». Девочка с нее так сильно его впечатлила, что он даже вырезал ее изображение и прикрепил на стену.
Прошли годы. Арсен переехал в Москву, поступил в Строгановское училище, влюбился уже по-настоящему. Затем привез избранницу по имени Елена в Казахстан. Там, у него дома, девушка заметила выгоревшую вырезку. Пришлось признаться, что она и есть та самая натурщица, которой парень пленился еще в юности. Этот факт она афишировать не любила.
Пара поженилась, переехала в Алматы. Женщина работала иллюстратором, мультипликатором, занималась гобеленами. Супруги прожили вместе почти сорок лет — до смерти Арсена Бейсембинова в 2000 году. Их сын Зангар стал художником, сменил несколько стран — от Турции до США. Везде писал картины, создавал дизайнерские проекты.
Все помнят мальчика с упаковки «Киндера» или девочку с обертки «Аленки». Любопытно, как же сложились их судьбы?