Деинфлюэнсинг: как тиктокеры борются с лидерами мнений и экономят наши деньги?

Обложка

В соцсетях ролики с хештегом #deinfluencing уже посмотрели более 150 миллионов раз. Что это за тренд, почему он набрал популярность в 2023 и есть ли в России? Разбираемся по пунктам.

Боремся с навязанным мнением

Деинфлюэнсеры — люди, выступающие за рациональное потребление и борьбу против вещизма. Они рекомендуют своей аудитории отказаться от распиаренных товаров, которые не заслуживают внимания.

Видео с заголовками «Не покупай это» появились уже давно. В You-Tube есть много подобных роликов.

Но особую популярность тренд обрел в начале года в TikTok из-за истории с Микайлой Ногейрой. Пользователи заподозрили знаменитую визажистку в использовании накладных ресниц в видео, где она рассказывала о невероятном эффекте от новой туши. Подписчики не прошли мимо и завалили аккаунт девушки негативными комментариями.

Эта история вышла за пределы одной страницы. Тиктокеры начали рассказывать о своих импульсивных покупках, сделанных из-за подобной рекламы. И это стало вирусным во многих сферах: от гейминга до свадебного бизнеса.

Влияние тренда на аудиторию

Пользователи отмечают, что антиинфлюэнсинг не только помогает прийти к осознанному потреблению, но и принять себя. Например, тиктокерша @overcoming_overspending считает, что завирусившиеся видео показывают, как реальная жизнь инфлюэнсеров отличается от картинки на экране, поэтому бесполезно сравнивать себя с ними.

«Я хочу, чтобы вы знали: если ваша жизнь не выглядит, как жизнь инфлюэнсера, которую он показывает в блоге — это нормально».

Кортни Спритзер, соучредитель и генеральный директор SocialFly, считает, что деинфлюэнсинг помогает сложить целостное представление об определённых товарах и услугах.

Она также думает, что это движение приведет к повышению ответственности производителей. «Бренды будут обязаны придерживаться высоких стандартов и создавать продукты и услуги, которые действительно полезны людям», — отметила специалист в беседе с Fox Business.

Двойные стандарты

Правда, со временем многие стали замечать, как деинфлюэнсеры превращаются в объекты своей критики. Вместо рационального потребления они советуют людям дешевые аналоги косметики или рекомендуют продукты других брендов, что вызывает хейт. Например, обзорщица парфюма Nicole_perfumes раскритиковала блогеров, бездумно относящихся к тренду:

«Вы неправильно понимаете деинфлюэнсинг. Противоречите сами себе, плохо отзываясь об одном продукте, при этом продвигая другой. А это даже хуже».

Николь Кахлеа, специалист по сотрудничеству с брендами, заметила в своём видео, что антиинфлюэнсинг становится формой инфлюэнсинга.

«Я видела множество видео, которые начинались со слов «Не покуйте это», но в итоге всё превращалось в «этот товар не заслуживает внимания, зато другой заслуживает». И это тоже форма влияния, которая побуждает людей приобретать определённый продукт».

Российский деинфлюэнсинг

В России тренду не суждено было вспыхнуть в TikTok, но деинфлюэнсеры здесь все же есть. Под это определение подходит Екатерина Коносова. Девушка в своих видео рассказывает, у каких производителей лучше не покупать продукцию, как фирмы обманывают покупателей и почему нельзя доверять даже самым популярным компаниям.

Она не просто критикует бренды, а даже судится с ними. Известно её дело против Fem Fatal, который раньше рекламировали Анастасия Ивлеева, Anastasiz и другие блогеры. Девушка отправила уходовую косметику фирмы на экспертизу и выяснила, что средства содержат дешевый антибиотик, который вредит коже. С этим доказательством она обратилась в суд и выиграла. FemFatal оштрафовали на 200 тысяч рублей за обман покупателей. Расследование сделало Коносову одной из самых знаменитых блогерш-разоблачительниц на российском YouTube. Подробно об этом она рассказала в интервью Ксении Собчак.

Есть ряд бьюти-блогеров, которые рекомендуют отказаться от косметики определенных марок. К их числу относятся Марина Суя, Ольга Михневич (Red Autumn), Елена Юлкина. Все девушки занимаются проверкой брендов и поиском качественных дешевых аналогов, помогая не вестись только на популярность товаров.

Поделиться: