Анонимность в уличном искусстве: почему деятели стрит-арта выбирают оставаться инкогнито?


Источник: inverse.com
Кто скрывается за известным псевдонимом? Таинственность порождает версии. Люди, творящие «в балаклаве», используют общественное пространство без опаски быть наказанными. Для художника это возможность быть свободным, показывать окружающим текущую действительность. Анонимность – это не просто социальное явление, но и целый феномен искусства.
Что такое псевдоним в стрит-арте и какой бывает «безликость»? На примере отечественных и зарубежных творцов рассмотрим этот вид самовыражения.
Сегодня выбирают неизвестность


Анонимность как осознанный выбор существовала не всегда. Раньше у искусствоведов не хватало данных, чтобы определить автора. Сейчас сокрытие лица – решение самого создателя. В граффити роль псевдонима сводится к самопрезентации. Надо показать, что «это я, я здесь». Первые теги, надписи,
служили тому, чтобы лично зафиксировать свою идентичность.В юном возрасте при выборе клички скорее обращают внимание на ее звучание и сочетание с собственным образом. Зрелым художникам важно творить под тем именем, которое отражает их деятельность, личную или гражданскую позицию. Особенность анонимности – новое самоназвание должно быть запоминающимся и коротким . Все эти манипуляции делаются с одним расчетом: скрыть подлинное авторство.
Невольная анонимность на примере utility-art
В искусствоведении выделяют такое направление анонимности, как невольное. У мастера нет цели утаить свое имя, поэтому собственная «безликость» им не осознается. В СССР это явление было частым и выражалось в utility-art, жилищно-коммунальном арте, который был частью народной культуры. Данное искусство получило распространение в России и в СНГ.


Типовая застройка районов, серые и унылые дома, визуальная схожесть разных городов – главный толчок к тому, чтобы у населения возникло желание добавить уюта и разнообразия в места своего проживания. Людям нужно было что-то делать с проблемой «цветового голода». Запасы из гаражей подходили как нельзя лучше. Это могли быть строительные отходы, шины, пластиковые бутылки, цветы. Такое инициативное облагораживание точно не назовешь профессиональным дизайном.
Но подобным предметам иногда находили применение и в создании настоящих объектов искусства. Например, смоленский скульптор Александр Ларюцкий использовал для своего памятника погибшим на Великой Отечественной войне артефакты того времени. Железные крылья сделаны из немецкой бочки. Найденные поисковиками вещи: подкова, противопехотные мины – не только стали материалом, но и выразили идею этой скульптуры.
Без имени искусство воспринимается по-другому
Петербургский инкогнито Хиоши старается отделять свои работы от собственной личности. «Я не хочу, чтобы на мои произведения ложилась тень автора… Они должны жить своей жизнью, должны быть чистыми от меня. Пусть люди сами решают». Появляясь в публичных местах, творец закрывает свое лицо и руки одеждой, сохраняя безымянность. Его псевдоним содержит в себе явное указание на отсутствие индивидуальности, даже в гендерном аспекте.
Обезличенность часто связывают с протестом. Художник Э. Колуччи даже отмечал: если в искусстве нет вызова, то и анонимность ему не нужна. Как выразить реакцию на происходящие события, не боясь цензуры? Отказаться от персонального искусства, как это и сделал Хиоши. Творец тщательно выбирает места для размещения своих работ. Его не пугает недолгая судьба арт-объектов. Его прельщает чувство свободы, которое дает псевдоним.






«Я хочу, чтобы обсуждали произведение, а не мою личность»
Бэнкси – имя, которое встречают по-разному. Кто-то восхищается его перфомансами, а кто-то считает арт-объекты художника вандализмом. Пожалуй, этот аноним является самым известным творцом граффити современной эпохи. Символичные работы на его выставках заставляют зрителей строить разные теории о его личности. Три пиксельных портрета, находящихся в инсталляции его кабинета, наталкивают на гипотезу, что Бэнкси вовсе не один человек, прячущийся за псевдонимом.
Анонимность художника иногда попадала под угрозу раскрытия. По рассказам его фотографа Стива Лазаридеса, они использовали небольшие уловки в виде светоотражающих жилетов и конусов. Так их никто не останавливал. Однако в Нью-Йорке компаньонов ждала неудача. Прохожие заподозрили мужчин в нанесении гомофобных надписей и вызвали полицию.






Отношение зрителей к анонимности
«Безликость» побуждает людей не только оценивать арт-объект, но и узнавать, кто автор работы. Некоторые с пониманием относятся к выбору творца оставаться инкогнито. В 2017 году ученые М. В. Хауга, М. Д. Стивенсон, Д. К. Россмо и С. С. Ле Комбер опубликовали результаты лондонского исследования уличных работ Бэнкси. В социальных сетях пользователи начали реагировать на итоги этого анализа.


Некоторых, наоборот, очень тревожит факт, что они не знают создателя.
Спрут поделился рассказом о присланном письме от рабочего из Самары. Находя при сцеплении вагонов, мужчина с помощью их фотографий искал автора. Времени на нахождение Спрута ушло много, в России об этом направлении уличного искусства известно мало. Обнаружить художника рабочему все же удалось.Громкий голос молчаливого творца


Объекты стрит-арта давно существуют без авторской подписи. Главное, чтобы произведение обратило на себя внимание проходящей мимо целевой аудитории. Но как свое место в художественном пространстве может определять сам создатель? Осмыслить позицию анонима нам помогла кандидат исторических наук и преподаватель дисциплины «История художественной культуры» Елена Юдина.