«Восьмибитный купол» — как иранские геймеры живут под санкциями?


Российский игровой рынок летит в тартарары. Большинство крупных издателей и разработчиков прекратили продажи своих IP, онлайн-магазины (PS Store, Epic Games, Steam, Microsoft Store и др.) приостановили все операции, а недавно власти предложили блокировать зарубежные игры, если они содержат «информацию, запрещенную для распространения». Но какие критерии будут включены в предполагаемый закон и не создадут ли они огромный простор для интерпретаций? Наблюдая за определенными тенденциями, советуем геймерам готовиться к худшему и надеяться на лучшее.
Ситуация, в которую попали российские гики — не уникальный случай. Редакция MCUniverse связалась с игроками из Ирана, которые рассказали о том, что происходит сейчас в стране, как они обходят санкции и существует ли надежда на светлое будущее.
Борьба за свободу
Последние три месяца иранцы держат в руках не легкий Dualsense, а коктейль молотова и дубинку — избиение Махсы Амини полицией нравов за неправильное ношение хиджаба и впоследствии ее гибель 13 сентября переполнило общественную чашу терпения. Более 90 тысяч демонстрантов протестуют против государственного строя духовного лидера аятоллы Хаменеи, нарушения прав женщин, консервативности властей и полицейского произвола. По данным Reuters, известно о более 500 убитых и тысячи раненых участников. Движение за демократизацию охватило почти всю страну. Люди всех профессий, в частности и стримеры, выходят на улицы, скандируя лозунги «Смерть диктатору, смерть Хаменеи» и «Иран будет свободен».
Отключение интернета и нежелание большинства представителей игровой индустрии общаться с россиянами из-за мировой ситуации поставило под угрозу выход интервью. К счастью, мы нашли ребят, кто все же согласился ответить на наши вопросы.
Маджид Нарвес или narves_gaming — популярный стример Twitch (28,2 тысячи подписчиков) по «Доте 2», который ежедневно выходит на митинги и рискует своим благополучием ради перемен:


«Последний стрим на канале был около 70 дней назад. Это была моя основная работа, и в один момент я лишился какого-либо дохода с нее. Соотечественникам нужна помощь в другом месте — сейчас для нас игры являются второстепенным делом. Власть отняла демократию на 43 года. Предки нашей цивилизации, в особенности царь Кир «Великий», были основоположником прав человека, но до чего же докатились? Теперь мы не можем ничего: играть, говорить, смеяться, танцевать».
— Маджид Нарвес, cтример по «Доте 2»
Проанализировав десятки блогерских аккаунтов в социальных сетях, мы заметили, что подавляющее большинство проявляет солидарность к действиям оппозиции. Из-за особого положения девушек в исламских государствах самая активная поддержка исходит именно от них. Как рассказывает стримерша под ником pixieow (88 тыс. подписчиков на Twitch), в начале своей карьеры она сталкивалась с определенными стереотипами из-за устройства общества:


«У нас принято считать, что компьютерные игры — это мужское дело, а если девочки и возьмут в руки геймпад или мышку, то их скилл будет по определению ниже попросту из-за того, что они женщины. Вспоминая первые стримы, я часто не хотела заглядывать в чат — некоторые зрители высмеивали меня и унижали при каждом удобном случае. Сейчас я почти не встречаюсь с таким уровнем кибербуллинга, потому что являюсь популярной личностью».
— Pixieow,стримерша


Но вернемся к главному вопросу — будет ли опыт коллег из дружественной страны прикладен для нас? «Живут под санкциями уже сколько лет, ну должны же они были что-то придумать!» — возможно, скажете вы. Об этом мы узнаем от Nixan_b* — стримера, графического дизайнера и фронтенд-разработчика в одном лице.
— Твоя страна уже долгое время находится под санкциями, которые затрагивают и игровую индустрию. Это как-то изменило жизнь иранцев?
— Конечно. Большинство ребят использовало различные кряки из-за невозможности оплатить цифровой продукт. Чуть позже инициативные пользователи создали сайты, которые сейчас помогают нам обходить ограничения и покупать товары, но полностью доверять им свои данные не стоит, так как мошенники есть абсолютно везде.
Также за санкциями последовало постепенное исчезновение Ирана из раздела стран почти во всех играх и сайтах.
— Эта ситуация никак не отразилась на локализации игр или наоборот?
— Государственным языком в Иране является персидский (фарси), но издатели предпочитают своим IP арабский язык. Во-первых, во всем мире на нем говорят около 250 млн человек, а во-вторых — зачем делать локализацию для страны, которая не принесет тебе прибыль? Благо, мы знаем этот язык и особых проблем не возникает. А вот у вас ситуация чуть похуже, так как сомневаюсь, что в 2023-м и последующих годах русский язык все еще будет присутствовать в AAA-проектах. Так что учите английский.
— Как себя чувствуют стримеры во время протестов?
— По-разному. Лично я с начала первого дня революции не включал ПК и уволился с основной работы. На данный момент все мое внимание сосредоточено на виртуальных и уличных конфликтах.
— А есть такие, кто попросту молчит и тихо зарабатывают деньги, надеясь, что это их не коснется?
— Есть. Иранская стриминговая тусовка сидит на Aparat и Twitch. Вы знакомы со вторым, а вот платформа Aparat — это слабый аналог YouTube с внутренними правилами типа ношения хиджаба, девушками-стримерами и другими законами Исламской Республики. При их нарушении тебе прилетит временный бан, а после нескольких предупреждений получишь перманентный бан.
Большинство «Апаратных» стримеров заняло правительственную сторону, им не важна народная революция, поэтому они продолжают стримить (большинство из них даже пишут в шапках профиля, чтобы никто не обсуждал протесты). Но на Twitch другая ситуация, и мало кто продолжает вещать на публику, а если и делает это, то лишь для того, чтобы поддержать демонстрантов. Вы можете посетить сайты обслуживания Iran Donit и понять, насколько уменьшился их доход. На одной из таких площадок — «Реймит» — ежемесячная прибыль стримеров уменьшилась с 3 миллиардов (около 50 млн рублей) до 800 миллионов томанов (около 13 млн рублей).


— Назовешь самые топовые тайтлы?
— футбольные симуляторы PES и FIFA, далее следуют Call of Duty, Dota 2, Fivem и Minecraft.
— Fivem? Что это?
— Это бесплатный мультиплеер для GTA V. Большинство иранцев пиратят игры из-за санкций, недоверия к посредникам и высоких цен. GTA 5 — не исключение, поэтому на крякнутую версию мы ставим модификацию и наслаждаемся этим режимом.
— То есть он похож на популярный Role Play GTA?
— Вроде того.
— Можно ли назвать ваш популярный магазин приложений Cafe Bazaar единственным легальным источником для оплаты цифровых продуктов?
— В последние годы мобильные игры заняли высокое место среди иранцев. К сожалению, многие используют это приложение, не совсем понимая, что оно таит в себе: поддельные обновления, множество вредоносных программ, серьезные проблемы с безопасностью, налоговое законодательство, в котором указано, что Cafe Bazaar не несет ответственности за мошенничество или поврежденные программы, игры и т. д. Есть другие сайты, на которых можно скачать или купить приложения и игры для Android.
— Насколько распространен способ посредничества для покупки игр?
— Достаточно. Самые лакомые страны для нас — Аргентина и Турция. Там и товары дешевле, и знакомый язык есть. Для игр мы меняем DNS-сервер и подключаем VPN, с которым испытываем проблемы: постоянные сбои и пинг не позволяют комфортно использовать приобретенную программу.
— Существует ли у вас параллельный импорт для техники?
— Что? Нет! Обычная контрабанда и не более. Из-за высокой инфляции все товары стоят очень дорого, в том числе консоли и ПК.
— Что думаешь насчет ближайшего будущего: изменится ли ситуация в лучшую сторону или культура изоляции и поиска обходных путей будет только процветать?
— Я вижу, что в Иране есть большой потенциал для игровой индустрии. Препятствием для наших талантов, которые очень сильны в области создания и разработки игр, является сама Исламская Республика. Во всех сферах страны ситуация лишь только ухудшается, и положение геймеров становится все хуже и хуже. Эти проблемы можно решить единственным путем… Отступать уже некуда.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.