Великий кубинский файрвол: как страна контролирует интернет-пространство

Портрет Эрнесто Че Гевара на стене в Гаване. Источник: Reuters

В течение 10 месяцев мы наблюдаем, как российское интернет-пространство бросается в целый ряд сильных конвульсий, которым, кажется, невозможно предвидеть конца:

Список отражает далеко не всю действительность, но тенденция для обычных пользователей ясна — наложение западных санкций и цензура со стороны государства вкупе формируют новую интернет-среду. А живет ли кто-нибудь в похожих условиях? Обратим внимание на один тропический остров в Карибском бассейне, где амбициозные люди, используя уникальные обходные пути, десятилетиями борются за свободный интернет.


Безжалостная машина цензуры

Что такого сделало правительство Кубы, чтобы более 60 лет оставаться под американским эмбарго и остальными санкциями? Достаточно вспомнить Карибский кризис 1962 года, который определил судьбу страны.

Интернет долгое время рассматривался ими как «троянский конь» запада, который пытался дестабилизировать систему изнутри. Поэтому до 2004 года государство предоставляло доступ к нему только врачам и чиновникам. А самые масштабные изменения в кубинском законодательстве затронули область телекоммуникаций в 2021 году. Согласно тексту, нововведения предусматривают уголовную ответственность за распространение ложной и оскорбительной информации в интернете, а также расширение полномочий по ограничению онлайн-пространства. Эти правила последовали за антиправительственными протестами в июле, во время которых люди делились видеозаписями демонстраций в Facebook — в этот момент власти ограничивали доступ к соцсетям и сажали всех, кто был причастен к их распространению.

Правительство не терпит выступлений против режима. Фильтрация интернета происходит и потому, что оно бросает вызов их идеям и легитимности Кастро. Их цель — удерживать демократические идеалы подальше от народа.

Не менее интересен конституционный запрет на независимые частные СМИ — все для того, чтобы государство сохранило за собой полный контроль как над печатными, так и над интернет-СМИ для трансляции однобокой и одобренной информации.

14ymedio — первое за 50-летнюю историю самостоятельное частное медиа, которое бросило вызов властям. Его основали кубинский блогер Йоани Санчес и журналист Рейнальдо Эскобар. Их цель — дать людям платформу для открытой дискуссии, информировать обо всех международных событиях и отстаивать принципы свободы слова. Сайт немедленно заблокировали на территории страны, так как оно выражало критику марксистской идеологии, освещало вопросы прав человека и помогало обходить цензуру.

Согласно той же 14ymedio, Cubacel — национальная сеть сотовой связи — фильтрует SMS-сообщения, содержащие термины «демократия», «голодовка» и имена оппозиционных деятелей.


Тебе одно, а нам — другое

Страна имеет двойную интернет-систему: глобальный и собственный интранет. Первый — классический интернет, доступ к которому имеет привилегированная часть населения, а второй можно сравнить с кубинской сигарой с фильтром — непонятное создание, которое лишь губит истинный вкус и аромат оригинала. Но для простых людей это самый удобный способ входа в Паутину.

В России 2019 году был подписан закон о «суверенном интернете», который подразумевает защиту от внешних угроз посредством создания своих центров World Wide Web. С одной стороны, это хорошо, а с другой — все точки граничного перехода интернет-кабелей перешли к Роскомнадзору. Привело ли второе к наличию цензуры и большему контролю за медиаконтентом в Рунете? Каждый решает для себя сам.

Те, кто использует национальную Сеть, дает согласие на то, что каждая информация будет тщательно цензурирована. Возьмем, например, всемирную «Википедию» — недавно у нас появился свой аналог под названием «Руниверсалис», а на Кубе уже несколько лет работает EcuRed.


Учим в школе, учим в школе, учим в школе… То, что разрешают

Наличие доступа в Сеть так или иначе влияет на образовательные возможности кубинцев. Для студентов вход в интернет бесплатный, но получить доступ они могут лишь к определенным источникам. В некоторых учреждениях действует определенный алгоритм: если обучающийся хочет получить информацию, которую не смог найти на виртуальном просторе, он должен обратиться к библиотекарю, который уже сам ищет эту информацию и «удивительным» образом находит ее.


«Мне два недельных пакета с собой. Оплата наличными»

Журналисты, блогеры и активисты не приняли эти ограничения. Десятки сообразительных кубинцев решили выстроить свою систему потребления. Так родился El Paquete или «Недельный пакет».

 Что это такое? На терабайтном жестком диске хранятся пиратские сериалы, спортивные игры, фильмы, музыка и многое другое. Специальные люди закупают контент у тех, кто имеет доступ к глобальному интернету. Когда «пакет» готов, курьеры продают их за три-четыре доллара (при средней зарплате в 25 долларов США в месяц) и развозят по всему острову. Клиентами выступают простые жители и небольшие магазины. Им дается сутки, чтобы скопировать все файлы, после чего диск отправляется к другому заказчику. За символическую плату распространители предлагают настроить «пакет» в соответствии с вашими предпочтениями. Единственное негласное правило между властями и перевозчиками — никакой политики, религии и порнографии, иначе их сеть быстро закроют.


Кубинский гейминг — SNET

В то время как развитые страны в 1990-х и 2000-х годах наслаждались интернетом, кубинцы оставались в тотальной изоляции. Любопытные и обделенные люди наблюдали, как зарождаются онлайн-игры, в которые они никогда не поиграют… И тут группа энтузиастов разрабатывает сеть, которая позволяет подключать гаванских геймеров друг к другу через беспроводные клиенты. По сути, они создали локальную сеть, в основе которой каждый узел связи был точкой привязки для других людей. Это децентрализировало сеть и помогло стабилизировать SNET.

Cозданная сообществом карта, показывающая зоны обслуживания SNET в Гаване

Присоединение к нему — дорогостоящее мероприятие. Человек должен заплатить за оборудование для настройки узла (от 200 долларов США и выше) и комиссию любой группе администраторов, к которой принадлежит его узел. Как и в случае с «пакетом», клиенты обходили политику стороной. Они создавали модифицированные версии популярных игр для работы с инфраструктурой StreetNet. В их числе были World of Warcraft и Counter Strike, которые имели большую базу пользователей.

В мае 2019 года вышел запрет на автономные локальные сети, поэтому, чтобы спасти проект, администраторы объединились с государственной экосистемой. Теперь узлы SNET используются в молодежном клубе вычислений и электроники (организацией, созданной Кастро в 1987 году). С одной стороны, изменение помогло охватить бОльший круг пользователей, а с другой — переход под крыло правительственной инициативы лишь усилило цензуру.

Поделиться: