Почему все боятся «ЧВК Редан», или что такое моральная паника?

«ЧВК Редан»
Дмитрий Громов

Одним пасмурным днем на пляже Клактона подрались две группы молодых людей. Разбили несколько витрин и носов, да и разошлись. А на следующий день почти все газеты Англии написали про безумные бойни модов и рокеров, несущих угрозу всему британскому обществу. Позже социолог Стэнли Коэн объяснит, как СМИ превратили локальный конфликт в национальную катастрофу, и назовет этот феномен «моральной паникой».

С ней мы сталкиваемся и сейчас. Современный пример — так называемый «ЧВК Редан». Драка подростков в ТЦ «Авиапарк» вызвала настоящий бум публикаций. Писали о падении культуры, плохих играх, развращающих молодежь и о запрете аниме, но куда пропала эта «страшная организация» спустя месяц?

Разберемся, что такое моральная паника и как она возникает, вместе с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Центра по изучению межэтнических отношений ИЭА РАН Дмитрием Громовым.

Страх в глазах смотрящего 

Моды и рокеры, анимешники и офники — все они ведут неправильный образ жизни, следуют не тем ценностям, да и вообще подрывают общественные устои. По крайней мере, так говорят чиновники, пишут СМИ, и рассказывают учителя на родительских собраниях, но не всегда угроза, исходящая от подобных групп, реальна. Одна небольшая потасовка — и всех накрывает волна страха и беспокойства, а участники стычки превращаются в демонов.

 Распространение массовой истерии по поводу некой идеологии, тенденции, группы лиц или личности, якобы представляющих опасность, получило название «моральной паники».  

Стэнли Коэн в своей работе «Народные дьяволы и моральная паника» выделил следующие стадии.

Этапы моральной паники
1. Определение «народных дьяволов» — аутсайдеров или девиантов, несущих угрозу обществу.
2. Появление моральных предпринимателей — социальных институтов, групп или индивидов, заинтересованных в сохранении и защите духовных ценностей.  
3. Формирование массового беспокойства. Обычно оно не соответствует степени существующей угрозы — завышает ее в несколько раз.  
4. Социальные изменения. Деятельность взволнованного общества и моральных предпринимателей приводит к принятию соответствующих мер.

Арахнофобия 

Свежий пример моральной паники — реакция на редановцев, образ которых был демонизирован настолько, что в СМИ их всерьез начали называть ЧВК.

После массовой драки подростков в московском торговом центре «Авиапарк» СМИ стали писать о некоем объединении агрессивно настроенных анимешников, однако до этих событий ещё никакой субкультуры «Редан» не существовало. Оригинальная группа «Редан» создавалась для продажи аниме-мерча бренда «Хикикомори Кай», и ещё в ноябре о ней никто не знал.

Почему тинейджеры с пауками на спине стали угрозой номер один для скреп? Моральная паника не возникает на пустом месте.  В ее основе всегда лежат какие-либо социальные проблемы,  которым долгое время не могут найти решения.

Соцсети
Типичные представители «ЧВК Редан» по версии СМИ
Источник: Телеграм-канал «BAZA»

Дмитрий Громов отмечает, что одной из причин всеобщей истерии по поводу редановцев можно назвать  страх за детей.  Забота о них заложена в людях на уровне инстинктов и подкреплена существующими этическим нормами. Поэтому все, что связано с подростками, вызывает особый интерес, тем более если оно может представлять для них угрозу. 

Другим поводом к развитию моральной паники может быть  недоверие старших к младшим.  Им часто кажется, что молодое поколение представляет собой разрушительную силу, способную уничтожить привычный мир. Особенно взрослых пугает молодежь, которая объединяется в группы, существующие по правилам, отличным от большинства. Некоторые чиновники, например, губернатор Курской области Вадим Шумков, считают, что подросткам-неформалам не хватает общей идеологии, поэтому следует всерьез заняться их патриотическим воспитанием.

 

Всё произошедшее выявило системную фобию, существующую в обществе на разных уровнях, особенно у людей старшего возраста: у нас до сих пор боятся «субкультурщиков». Не понимают, а значит, боятсяДмитрий Громов

Принятые субкультурной группой нормы обязательны только для ее членов. Несмотря на это, в обществе относятся с настороженностью и опаской к неформалам и часто связывают их с насилием и деструктивным поведением. И хотя между представителями разных субкультур могут возникать конфликты, угрозы для всех остальных они не представляют.

Аниме, «Дота» и дьяволы 

Изначально «Редан» — это не субкультура, но благодаря шумихе в медиапространстве у неё есть шанс таковой стать. 

СМИ уже создали образ современных «народных дьяволов» и активно его распространяют. Сейчас почти каждый знает, что подростков с длинными волосами в черных кофтах с пауками на спине и клетчатых штанах следует остерегаться.

Многие издания делают акцент на том, что двенадцатилапый паук — символ преступного клана «Редан» из манги и аниме Hunter x Hunter, а произношение цифры «четыре» на японском созвучно слову «смерть». Такие знаки действительно кажутся зловещими, особенно для тех, кто не познакомился с ними и брендом «Хикикомори Кай» ближе. На черных лонгсливах и футболках красуются надписи: «Я устал от своей бесполезности» и «Повсюду столько ненависти ко мне, не знаю, чем я ее заслужил…», похожие записи есть и в сообществе во «ВКонтакте». Подобные смыслы характерны для дед инсайдов, субкультура которых относится к депрессивным: представители достаточно пессимистичны, пассивны и не настроены на агрессию. 

Организация «Редан»
Кадр из аниме Huntr х Hunter

Кроме того, зачастую мерч — это просто мерч. Вряд ли дизайнеры одежды вкладывали в паука какую-то иную идею, кроме принадлежности к Hunter x Hunter.

Пока что нельзя ожидать угрозы со стороны «Редан», чего не сказать об их противниках — околофутбольщиках, которые устраивают драки или провоцируют других подростков на них.

А судьи кто?

При любой моральной панике можно найти тех,  кто в ней заинтересован.  Их называют моральными предпринимателями. Социологи Эрих Гуд и Нахман Бен-Йегуда выделили три типа агентов, которые могут провоцировать волнение в массах: элиты, средние группы и «низы». Причем не всегда могут быть задействованы все три, но есть обязательное условие: вопросы, которые поднимают моральные предприниматели, должны беспокоить всё общество. 

Разберем, кто участвовал в распространении паники в случае с редановцами вместе с Дмитрием Громовым.

Эксперт отмечает, что в данном случае к ним относятся неформальная молодежь и их противники.

«Неформалы были вдохновлены победой «редановцев» в «Авиапарке» и начали объединяться, по крайней мере, в интернете. Это было психологической компенсацией насилия, которому неформалы подвергаются со стороны хулиганов.

Пацанская молодежь, напротив, возмутилась активностью «нефоров» и отправилась их бить. Традиционно к информационной шумихе подключились родительские чаты и диванные аналитики всех мастей».

К ним относятся СМИ, региональные власти, общественные движения и иные объединения, которые могут указать на проблему.

«Местные СМИ и чиновники, описывая молодежные «сходки», преподносили их как акции «ЧВК Редан». В то же время по сообщениям с мест было видно, что никаких неформалов там нет, туда приходили те, кто собирался их бить».

Интерес элит был заметен по мобилизованности силовых структур на борьбу с «внутренним врагом».

«Основные задержания подростков пришлись на 24 февраля — годовщину начала спецоперации. Силовики были начеку, и появление в медийном пространстве странных молодых людей оказалось кстати.

«Первый канал», «Лига безопасного интернета» и другие структуры разрабатывали версию о подрывной информационной деятельности с территорий соседних государств.

Наконец, обращает на себя внимание заявление о необходимости борьбы с молодежным экстремизмом, сделанное на высшем уровне 28 февраля. Впрочем, анализ деятельности элит — это во многом «гадание на кофейной гуще».

За что боролись, на то и напоролись

Моральная паника в итоге приводит к тому, что новости о событии привлекают всё больше внимания. Люди не просто верят в несуществующие проблемы, но и сами их создают.

Так, с 22 февраля, после первой драки «пауков» и освещения этого в СМИ, в крупных городах России стали задерживать молодых людей, подходящих под описание «редановцев». А затем находить следы «субкультуры» начали по всему СНГ. В ГомелеКиеве, Костанае сообщали о сходках агрессивных подростков.

Последней масштабной новостью о «группировке» было задержание 300 подростков на площади в Чите. СМИ писали, что это может быть связано с распитием алкоголя. 

При этом в соцсетях активно появлялись сообщества с названием «ЧВК Редан», их образ распространялся и даже стал источником мемов.

Власти наносят ответный удар

Дмитрий Громов считает, что моральные паники вызывают организационные подвижки, связанные с якобы восстановлением нравственных норм. Например, вводятся репрессивные законы или создаются новые структуры, контролирующие их. 

Такие меры хотят принять и на фоне событий, связанных с редановцами. Депутат Султан Хамзаев предложил запретить часть аниме-сериалов и игр из-за их «направленности на разрушение традиционных ценностей». А глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина высказалась за «жесткое превентивное реагирование: недопущение сборищ и организованное идеологическое наступление на «пауков». 

Радуют инициативами и депутаты на местах. Так, из-за задержаний подростков во Владикавказе, во всех школах Северной Осетии провели родительские собрания. Министр образования и науки республики Элла Алибекова сообщила, что предметом обсуждения стали неформальные объединения.

В Уфе и Чите на выходных организовали внеклассные мероприятия, чтобы занять школьников. Некоторые СМИ связали это с вероятностью сходок «ЧВК Редан». Родителям даже приходилось писать заявления, если они хотели, чтобы ребенок остался дома. 

К таким мерам привели несколько драк подростков. А ведь «ЧВК Редан» — лишь один пример моральной паники, можно найти ещё сотни подобных. И важно понять, на чем они основаны, чтобы не поддаваться массовой истерии.

Поделиться: