Клиповое мышление – результат деградации целого поколения: миф или реальность

Регулярно испытываете информационную усталость, не можете сконцентрироваться на важных делах и предпочитаете TikTok книге?

Если вы утвердительно ответили на все вопросы, у вас есть склонность к клиповому мышлению . Этот термин используют в любой дискуссии о негативном влиянии интернета и глупости зумеров. Но что конкретно подразумевается под этим понятием, существует ли такой феномен и почему его все боятся?

Что такое клиповое мышление?

Его трактуют как способ восприятия информации через эмоциональные образы, при котором человек склонен воспринимать самые яркие части сообщения, а не текст в целом. Это приводит к ухудшению памяти, неспособности углубляться в тему и, как следствие, к оскудению знаний.

Многие уверены, что этот тип мышления свойственен зумерам, которые постоянно листают ленту в социальных сетях, смотрят короткие видео, переключаются между мессенджерами и чатами, не концертируя своё внимание на чём-то одном. Иными словами, не особо напрягают мозг, из-за чего глупеют.

Но действительно ли способ медиапотребления влияет на умственные способности человека?  Вопрос открытый. Попробуем углубиться в тему и понять, кто придумал эту теорию.

Откуда ноги растут

Всё началось с «клиповой культуры» – понятия, введённого в конце XX века американским философом Элвином Тоффлером. Оно означает тип культуры информационного общества, где люди получают огромное количество разрозненных данных через фрагменты новостных программ, услышанных отрывков прогнозов погоды и иных кусочков аудиовизуальных сообщений, так называемых «клипов».

Связывать этот вид культуры с определенным типом мышления стали намного позже: в 2014 году российский философ Фёдор Гиренок пишет о клиповом мышлении в одноимённой статье. Его мыслитель сравнивает с подборкой «газетных вырезок на определённую тему». Читая их, мы не можем составить целостного представления о чём-то, потому что получаем лишь часть информации, а недостающую – выдумываем. Причины кроются в переизбытке неструктурированных сведений, желании быстрее их получить и неготовности анализировать.

Кажется, что такой образ мышления должен быть характерен для современного человека, который окружён информационным шумом. Так неужели он настолько влияет на нас, что снижает уровень интеллекта?

Немного статистики

Интересный факт: исследования клипового мышления не проводятся ни в Европе, ни в Америке. Всё потому, что такого понятия за пределами нашей страны не существует. А научные статьи со словами clip thinking имеют авторство российских профессоров.

 – Какие исследования проводились в России?  

В открытом доступе найти информацию о масштабных изучениях этого феномена почти невозможно. Есть локальные исследования в пределах одного университета, где в качестве испытуемых представлены студенты одной возрастной группы. Сделать вывод, что их мышление чем-то отличается от других людей невозможно .

Тогда обратимся к симптомам клипового мышления и посмотрим, менялись ли с годами показатели объёма памяти, концентрации и внимания.

 – Какую информацию мы можем найти?  

В 2015 году появилось исследование Microsoft, данные которого гласили, что концентрация внимания у людей с 2000 года упала на 4 секунды и составила 8, что меньше, чем время концентрации золотой рыбки (9 сек.). Эти результаты заинтересовали СМИ.
Time, The Telegraph, USA Today даже выпустили статьи на эту тему.

Через несколько лет журналист BBC Саймон Мэйбин выяснил, что знаменитая корпорация не публиковала подобных сведений. Данные приводит Statistic Brain. Информации об их экспериментах нет ни в национальных исследовательских базах, ни на ресурсе-источнике. Попытки журналиста связаться с компанией также не привели к успеху.

 – К каким данным мы можем ещё обратиться? 

На самом деле их не так много. Нет научных трудов, которые доказывают, что у современного человека меньший объём памяти или бóльшие проблемы с аналитическим мышлением, чем у предыдущих поколений. Есть исследования, которые показывают, что студенты и школьники, которые проводят много времени в соцсетях имеют оценки хуже остальных. Но это логически объяснимо: чем больше проводишь времени, общаясь в Интернете, тем меньше отдаёшься учёбе.

То есть  наукой факт клипового мышления никак не подтверждён .

А если я всё же ощущаю те самые симптомы?

Александр Зайченко

Развитие интернета, появление социальных сетей и глобальная цифровизация привели к тому, что мы потребляем гигабайты данных ежедневно и устаём от большого количества контента. При этом не можем запомнить всё, иногда теряем концентрацию и действительно оказываемся под давлением информационного шума. Но можно ли говорить о деградации нашего мышления?

Разобраться в этом нам помог доктор медицинских наук и профессор Александр Зайченко, который рассказал, отличаются ли студенты прошлых поколений от зумеров, родившихся в информационную эру:

По моему мнению, общих особенностей цифрового Generation Z очень мало. Индивидуальная изменчивость значительно выше. Клиповое мышление, как неготовность воспринимать большие тексты и сложные речевые обороты, присутствует с одинаковой частотой во всех поколениях


Что делать, если замечаешь признаки клипового мышления?

Редакция MCUniverse подготовила несколько советов, как справиться с ними.



Скачать чек-лист

Поделиться: