«Главное, чтобы костюмчик сидел». Создание внешнего облика героев в кино

Сложно представить Золушку из фильма Кеннета Брана без невероятно пышного голубого платья или Нео из «Матрицы» без знаменитого чёрного пальто. И как же не вспомнить фантастические образы из «Алисы в стране чудес», созданные Колин Этвуд. Даже незамысловатые на первый взгляд костюмы требуют больших временных и финансовых затрат. Немалую роль здесь играет талант того, кто будет заниматься воплощением задумки режиссёра.

Художник и историк по кинокостюмам Анна Баштовая рассказала о специфике профессии и о том, что стоит за созданием общей картины в кадре. Она описала этапы производства одежды для кино, поделилась, сколько зарабатывает художник по костюмам и чем он отличается от костюмера.

Как создаётся внешний вид персонажа в фильме?

Сначала продюсер присылает сценарий. Художник читает его, выписывает и представляет героев. Случается, что некоторые персонажи после читки остаются непонятными. Тогда выясняем с режиссёром, как он их видит.

Разработанная концепция переносится на компьютер или бумагу. Если картина историческая, чаще рисуются эскизы, при воплощении современности делаются мудборды.

В зависимости от задумки фильма, гардероб персонажа либо отдельно отшивается, либо собирается из магазинных вещей, одежды из секонд-хендов. После этого происходит примерка. Как правило, их всего две-три. После этого нельзя считать работу художника выполненной. На съёмке он следит за внешним видов актёров, чтобы все хорошо сидело, ничего не задиралось и не отрывалось.

Какие затраты на создание костюма?

Стоимость внешнего вида персонажа может варьироваться от нуля до бесконечности. Есть классные проекты, как «Матрица», которые повлияли на моду и тренды. Одежда шилась за копейки. Для их создания художница Ким Барретт искала самый дешёвый ПВХ и латексную ткань. Самые дорогие могут стоить миллиарды. Из последних — это фильм «Дюна». Художница сказала, что не может раскрыть сумму, но сделала заявление, что у них самые дорогие костюмы в истории кино.

Кем вы вдохновляетесь?

Кто может повлиять на финальный вариант костюма?

При воплощении облика персонажа стоит ориентироваться как на сценарий, режиссёра, так и на своё видение и талант.

Необходимо учитывать и то, что для актёра костюм помогает создавать пластику. Если в образе человеку неудобно, или он в нем не чувствует своего персонажа, то хорошая картина не получится. Не менее важно мнение оператора, который может попросить убрать или добавить некоторые цвета в кадре.

Самые непростые виды работ для вас?

Тяжелее всего даются рекламные проекты. Как правило, в них чёткие гайды и требования к внешнему виду героев от заказчика, который не всегда имеет отношение к искусству того, как должен выглядеть результат.

Блиц

Чем отличается художник по костюмам от костюмера?Первый отвечает за создание одежды для героев, стоит во главе костюмерного цеха. Второй больше занимается технической работой, отпаривает костюм и готовит его для кадра.
Как долго создаётся костюм?Если это современная история, то один день. Для воплощения исторической или бальной истории нужно больше времени. Такие костюмы могут создаваться полгода и больше. Требуется тщательная проработка эскизов, поиск тканей.
Где можно выучиться на художника по костюмам?Один из вариантов – Московская школа кино.
Какая средняя зарплата у художника по костюмам?В месяц от ста до пятисот тысяч.
Где может ещё работать, кроме фильмов и сериалов?В театре и рекламе.
Как найти работу и заявить о себе?Сначала стоит идти ассистентом, чтобы понять нюансы съёмочной деятельности.  Вы научитесь готовить костюмы для кадра, работать с рацией, вызывным листом и актёрами. Постоянно находиться на площадке и знать изнанку съёмочного процесса намного важнее обладания художественным талантом. Если вы будете хорошим ассистентом, то вырастете в профессионального художника по костюмам.
Поделиться: