От идеи до монтажа. Как снимаются музыкальные клипы?

Путеводитель по съемочному процессу от Евгения Мкртычева, механика камеры в Kirillin Camera Rental и автора MCUniverse.

В этом году у меня будет юбилей – 5 лет в кино. Если честно, не верится, что прошло уже столько времени. Такое чувство, будто только вчера я ездил на свою первую съемку на студенческий короткий метр, мыл полы, таскал мусор и красил подоконники.

Спустя 5 лет в звании механика камеры мне посчастливилось работать на съемках сериала «Олег», который недавно вышел на «Пятнице», на клипах таких артистов, как Тимати, Егор Крид, Ольга Бузова, Моргенштерн, Анакондаз, Кристина Решетова, Лобода. И на бесчисленном количестве реклам Магафон, Mondelez, Магнит, Durex, Audi и других. В этом мини-путеводителе я хотел бы рассказать о том, как проходят съемки клипов популярных артистов и как они ведут себя на площадке.

Предпродакшн

Все начинается здесь. Идея обретает осязаемую форму, пишется синопсис и сценарий, высчитывается бюджет. На этом этапе идет обсуждение идеи с артистом. Продумывается и планируется смена, ведь съемочный процесс – это часы, малейший сбой в шестеренке, и весь механизм выходит из строя.

Успешность съемок непосредственно зависит от качественного предпродакшена. В нем принимают участие режиссер, продюсер, креативный продюсер, в качестве которого нередко выступают сами артисты, локейшн-менеджер и директор по площадке.

Например, когда я работал над имиджевым роликом для своего института, наша команда потратила очень много времени на планирование съемки так, чтобы мы могли быстро перемещаться по зданию с локации на локацию, это довольно важно для экономии времени.

Съемка

Самый сложный и ответственный момент. Весь съемочный процесс можно сравнить с игрой оркестра или футбольной команды.

От слаженности работы всех департаментов зависит, будет ли съемка успешной. Меня безумно завораживает этот процесс. Все – один большой организм, все профессионалы. Здесь очень важно уложиться в срок, потому что на площадке присутствует артист, время и силы которого сильно ограничены. 

Съемочная смена музыкального клипа обычно длится от 18 до 24 часов (а бывает и больше!), процесс этот не быстрый, утомляющий, но когда слышишь фразу режиссера «Спасибо всем, смена окончена», сразу наполняешься силами и энергией.

Приятно чувствовать свою причастность к таким проектам. А еще приятнее пересматривать бекстейджи со съемок на YouTube-каналах у артистов и находить себя там.

Очень интересно наблюдать за поведением и работой артистов, когда они находятся не в поле зрения людей. На площадке всё устроено так, чтобы никто, кроме команды звезды, режиссера и продюсера не контактировали с ним, но иногда обменяться парой слов удается.

Почти всегда ожидания и реальность не совпадают, и артисты оказываются довольно милыми и открытыми людьми.

Если составить топ-3 работоспособных и приятных селебрети, с которыми мне удалось поработать, на первом месте определенно будет Ольга Бузова, на втором – Тимати, а на третьем – Моргенштерн. Интересный топ, не правда ли? Я был поражен усердием и открытостью Ольги Бузовой, работать с ней было одно удовольствие, а в конце съемки клипа «Водица» она подошла почти к каждому и пожала руку (мне в том числе). Тимати всегда подкидывает новые идеи и вовлечен в производство видеоклипа. Единственное, его охранники нагоняют ужас, но через некоторое время привыкаешь к большим лысым и бородатым глыбам на горизонте. Про Моргенштерна могу сказать, что он на самом деле очень простой и приятный человек.

Помню, я случайно наступил ему на ногу… Осознав всю серьезность ситуации, я приготовился к худшему и сразу стал извиняться, но он довольно мило улыбнулся, похлопал меня по плечу и сказал, что все в порядке.

В определенный момент ты начинаешь относиться к членам съемочной команды, как к давно знакомым людям, помогать другим департаментам, просить помощь у них, если понадобится. Вы все становитесь очень большой, странной и веселой семьей. Часто стираются социальные, возрастные границы, что заставляет чувствовать себя частью команды. Для меня, пятнадцатилетнего подростка, который только начинал свой путь в кино, это было очень приятно.

Постпродакшн

На этом этапе в бой вступают люди, которые из отснятого материала по кусочкам собирают видеоклип. Это монтажеры, колористы, в некоторых случаях VFX-дизайнер.  Их самая нелюбимая фраза – «На посте исправим». Обычно она означает, что косяки, которые обнаружились на стадии съемки и по каким-либо причинам не были устранены, придется убирать им. 

Бонусная часть. Что делать, если вы оказались на съемочной площадке клипа?

  1. Не бегите сразу к артисту с просьбой сфотографироваться или взять автограф – это считается моветоном. 
  2. Постараетесь не отвлекать людей, которые работают на площадке. 
  3. Не подбегайте ко всем с вопросом, нужна ли им помощь. Помните: иногда самая лучшая помощь – не мешать
  4. Проникнетесь атмосферой съемочной площадки, понаблюдайте со стороны за работой людей, может быть вы увидите департамент, который вас заинтересует. 

От автора

За 5 лет съемки стали для меня неотъемлемой частью жизни. Они научили быть ответственным, не бояться нового, пробовать и искать себя в разных воплощениях, они научили меня доверять и быть надежным. 

За тем роликом, который вы смотрите на экране компьютера или телефона, стоит невероятно сложная, изнурительная, но чертовски классная и интересная работа множества людей, и, если вы когда-то захотите попробовать себя в этом, уверен, вам очень понравится.

Поделиться: