Публичные вскрытия, уголовные дела и Доктор Смерть в черной шляпе. История самой провокационной выставки последних лет

Высокий господин в чёрной широкополой шляпе, под стать луку анатомов эпохи Возрождения, стоит в центре выставочного зала Plastinarium в немецком Губене и пристально наблюдает за людьми. Живыми и мертвыми. Его имя Гунтер фон Хагенс, и он — создатель и идейный вдохновитель выставки Body Worlds. Одной из самых скандальных экспозиций в мире, получившей дурную славу из-за своего бэкграунда.

Body Worlds не имеет аналогов в мире. Ее экспонаты — реальные тела и органы людей и животных, обработанные с помощью полимерной пластинации. Сейчас выставка насчитывает 15 экспозиций в разных городах Европы и США, в планах — дальнейшее расширение. Аудиогид озвучен самим автором — анатомом Гунтером фон Хагенсом. Он рассказывает посетителям об экспонатах, своих научных изысканиях (среди них есть и эпатажные выходки, вплоть до публичных вскрытий трупов), а также об истории анатомии и мотивах доноров, предоставивших свои тела для экспериментов.

Идея о создании выставки пришла к Гунтеру еще в 80-х годах: тогда он активно занимался созданием и продажей полимеров для пластинации.

«Этот метод я изобрёл случайно в 1977 году, когда был ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета. Я спрашивал себя, рассматривая выставленные препараты, залитые полимером, почему их заливают, а не вводят его внутрь? Тогда-то мне и пришла в голову идея пропитать препараты биополимером при помощи вакуума. Для этого их сначала нужно погрузить в ледяной ацетон. Когда в результате диффузии вода в тканях заменится ацетоном, вещество следует погрузить в биополимер. Ацетон вакуумным способом откачивается, и его место в тканях заполняется силиконом. После этого с веществом можно работать как с художественным материалом» — рассказывает фон Хагенс.

После основания в 1980 году собственного бизнеса — компании BIODUR, у него появились свободные деньги, которые он мог потратить на осуществление своей мечты. В воплощении идеи ему помогла его вторая жена, Анджелина Уолли. Они познакомились в Анатомическом институте Гейдельбергского университета в 1987 году. Сейчас она креативный директор Body Worlds. «Мы буквально влюбились друг в друга, стоя за столом для препарирования», — вспоминает Анджелина.

О зарождении Body Worlds она рассказывает следующее: «Я думаю, это было вызвано вопросом от одного из врачей, работающих с Гейдельбергским университетом. Он немного знал о пластинации. В то время этот человек работал в страховой компании в Германии и проводил мероприятия, связанные со здоровьем. Он пришел к нам и сказал: «Ого, было бы здорово, если бы у меня было что показать своей аудитории. Это может помочь людям понять, о чем я им рассказываю». Нам с Гунтером так понравилась его просьба, что мы решили проводить публичные выставки. Это было еще в 1988 году. У нас еще не было образца всего тела, но у меня была идея публично показать каждую систему организма. И так, мы собрали воедино все пластинаты, которые у нас были, и выставили их в ратуше городка, где, по-моему, тогда было около 80 000 жителей. Это ни в коем случае не было профессиональной выставкой. У нас даже витрин не было, пластинаты просто лежали на столах, а интерес был такой колоссальный! Всего за две недели на экспозицию пришли посмотреть около 14 000 человек. И этого никто не ожидал».

Выставка вызвала мощнейший общественный резонанс и этическую дискуссию в Гейдельбергском университете.

Главная проблема происхождения биологического материала для выставки была этическая — было бы неуместно, например, выставлять тела людей, которые не завещали себя науке. Она заставила Гунтера и Анджелину отложить организацию постоянной выставки. Ровно до тех пор, пока в 1995 году к ним не обратилось Японское анатомическое общество. В том году они праздновали свое 100-летие и планировали публичную выставку анатомических образцов в Токийском Национальном музее природы и науки.

Что есть у анатомов? Старые книги, скальпели и несколько интересных научных исследований. Но людям, далеким от науки, тогдашняя анатомия не могла предложить ровным счетом ничего. Поэтому японцы обратились к BIODUR. Те согласились и предоставили почти 80 процентов экспонатов выставки. Успех был оглушительным.

«Особенно трогательным был один момент. Одна девушка лет двадцати, чуть не плача, рассказала нам: «Знаете, я всегда чувствовала себя бесполезной. Но теперь, когда я вижу, насколько чудесно человеческое тело и как сложно оно устроено, я понимаю, что внутри меня есть что-то действительно невероятное. Обещаю, я никогда больше не буду пытаться покончить жизнь самоубийством, как я уже делала это три раза в своей жизни». Сейчас, когда я рассказываю эту историю, у меня мурашки бегут по коже. Опыт Японии действительно показал нам, что выставка меняет представление людей о себе. С этого момента мы загорелись идеей продолжать», — вспоминает о первой выставке Анджелина Уолли.

После этого популярность экспозиции пошла по восходящей. В 2006 году, в здании бывшей ткацкой фабрики в Губене, было организовано первое выставочное пространство с гордым названием «Пластинариум». В 2015 открылись выставки в Берлине и Гейдельберге, в 2017 Body Worlds выбралась за границу — в Лондон и Женеву. Тогда же создатели впервые столкнулись с негативной реакцией общественности: открытие Body Worlds в Женеве вызвало серьезный поток негатива со стороны депутатов консервативной Народной партии Швейцарии. Представитель объединения в правительстве Марк Фалькет заявил, что выставка «оставляет чувство отвращения» и является кощунством, а демонстрация трупов не может нести никакого образовательного смысла. Более того, фон Хагенс даже нарвался на уголовное дело — прокуратура Лондона возбудила дело против фон Хагенса, который провел публичное вскрытие трупа в художественной галерее «Атлантис» в качестве рекламного мероприятия, посвященного открытию лондонской выставки Body Worlds.

Еще одно дело против него было возбуждено уже в России — Доктор Смерть фигурировал в 2002 году в качестве свидетеля по делу о поставке в его Институт 56 трупов и 400 препаратов головного мозга  из Новосибирска. После этого процесса фон Хагенс начал использовать в своих экспериментах только тела доноров.

Тем не менее, выставку с таким бэкграундом уже посетило 50 миллионов человек в 34 странах и 140 городах. И это не только медики или ученые. Туда приходят люди всех возрастов и профессий, которые хотят достоверно знать, как устроено их тело, как взаимосвязаны его части и что делать, чтобы поддерживать здоровье как можно дольше. Так что вряд ли можно переоценить образовательную ценность выставки.

Основатели Body Worlds давно хотели привезти своё детище в Россию. Несколько лет переговоров и вот, 12 марта 2021 года, легендарная скандальная выставка открылась и в Москве, в одном из павильонов ВДНХ.

Поделиться: