«Просто марионетки большой машины, которая их выкинет, когда они перестанут быть востребованными». Почему TikTok-дома – это не так просто, как кажется?

Недавно мы рассказывали про Clubhouse, а до него, если помните, в трендах постоянно мелькали TikTok-хаусы – не менее интересный и неизведанный интернет-феномен современности.

Мы поговорили с Юлией Беловой, тиктокершей с аудиторией почти в 1,5 миллиона, более известной как Беляш (@belyashich). Её контент состоит в основном из роликов, снятых под трендовые звуки. Сейчас Юля проживает в XXL House.

Она поделилась с нами своим опытом участия в проекте: зачем тиктокерам жить вместе? Как у них это получается? Какую роль в TikTok-хаусах играют продюсеры и кто кому должен платить?

Объясни, что такое TikTok-дома для людей, которые никогда о них не слышали.

По сути, это сборище блогеров с разным контентом, разной внешностью, какими-то особыми чертами. Такие проекты нужны для того, чтобы получать больше рекламы, потому что рекламодатели больше доверяют TikTok-хаусам, чем блогерам, которые снимают самостоятельно.

Как ты объясняла родителям, куда собираешься переезжать? Тебя легко отпустили?

Мне долго приходилось убеждать родителей, что это мне правда нужно и это то, чем я хочу заниматься. Они долго не понимали и говорили: «Нет, ты никуда не поедешь».

В итоге я добилась своего тем, что показывала им свою работу. «Смотрите, я каждый день снимаю, постоянно выкладываю, я потихоньку расту, и ничто другое меня не увлекает, — я объясняла, – это всего лишь другое место, где я буду жить, но делать то же самое, просто с другими людьми, но мне будет проще развиваться с продюсированием».

Они до сих пор не очень хорошо к этому относятся, но они за меня рады. Рады, что есть быстрый рост. Тогда они меня отпустили под предлогом того, что это лишь на месяц, и я буду так же готовиться к ЕГЭ, а потом вернусь обратно домой. Но, как видишь, я до сих пор нахожусь в хаусе.

А что по поводу отношений в команде? Вы больше коллеги или уже друзья?

Слушай, это очень интересная тема, потому что наш хаус основывается на том, что мы каждый день читаем книги по психологии и взаимодействию с другими людьми. Это помогает избежать конфликтов и наладить рабочий процесс. Мы уже сроднились и стали дружной командой. Да, у нас бывают тёрки, которые мы легко решаем благодаря тому, что мы читаем. Нам это правда очень помогает.

Это разумный выход, мне кажется. А когда только познакомились и меньше знали друг друга, возникали какие-то недопонимания? Всё-таки совсем разные люди вынуждены находиться в одном здании 24/7.
Всё удавалось решить чтением?

Да, у нас были недопонимания, очень жёсткие. По этой причине некоторые ребята уходили. Они просто выбивались из нашего коллектива, чувствовали себя одиноко, им было неинтересно с нами.

Если возникала какая-то проблема в коллективе – её решали наши продюсеры, читали с нами. Сейчас мы уже научились решать все проблемы самостоятельно.

То есть продюсеры в вашей жизни принимают довольно активное участие. Когда ты решила переезжать, ты встречалась с продюсером лично? Как ты вообще приняла это решение и что нужно сделать, чтобы тебя приняли: с кем договариваться, кому писать?

На тот момент я находилась в рекламном агентстве, и одним из обязательных пунктов было обсуждение книг. Один из нынешних наших продюсеров вёл у нас, так называемую, ШВК (Школу великих книг).
Он сказал нам, что хочет открыть свой хаус в Москве – в Сочи у нашего агентства уже был хаус.

Единственное, что мне было нужно – это показывать активность. Я просто сказала, что 100% хочу этого.
Он сказал: «Да окей, мы видим, что ты работаешь, ты прикольная. Давай, договаривайся с родителями, и у тебя будет место».

Я виделась с ним только на встречах онлайн и вообще не догадывалась, что моя поездка на месяц «посмотреть хаус» повлечет за собой то, что у меня сейчас почти полтора миллиона подписчиков.

У нас есть хаус XFamily, куда я попала изначально. Это акселератор для блогеров с количеством подписчиков от 0 до миллиона. Сюда может попасть абсолютно любой человек, у которого даже нет аккаунта, который просто хочет стать блогером. Достаточно выглядеть круто, и при личной встрече продюсеры поймут, стоит тебя брать или нет.

Если человек захочет попасть в ваш хаус, сейчас ему нужно пройти что-то по типу собеседования. Ты не проходила его, так как состояла в рекламном агентстве?

Да, именно так. Потому что я своё собеседование проходила в это агентство, и меня можно было брать, так как была уверенность, что мне можно доверять, что я буду снимать и хорошо выгляжу. А сейчас людей проверяют на то, смогут ли они войти в уже сформированный коллектив.

Были случаи, когда человек приходил к нам и на следующий день уезжал, потому что ему было сложно.
Мы уже друзья, а он никого не знает и наши ритуалы и традиции не принимает – значит, он не выдержит. Сейчас продюсеры ищут тех, кто точно сможет это выдержать, а понять это можно только через разговор.

Но это я говорю на примере нашего хауса. Он такой, насколько я знаю, один. Что касается остальных, там люди приходят к продюсерам с контрактами на какое-то определённое время. За них всё делают, им платят деньги, находят рекламу.

Мы практически всё создали самостоятельно: сами платим продюсерам за то, что читаем, за аренду. Мы понимаем, что нам нужно расти. А люди, которым платят деньги сами продюсеры, просто марионетки большой машины, которая их выкинет, когда они перестанут быть востребованными. Но мы понимаем, что мы платим за своё развитие. Если за тебя будут всё делать, ты не будешь развиваться.

В других хаусах с продюсерами заключают контракт. А как у вас? Какие приходилось подписывать документы и о чём договариваться с организаторами? Наверняка среди вас есть и несовершеннолетние, там всё ещё сложнее.

У нас пока что не заключаются никакие договоры, так как конкретно в нашем доме ребята с относительно маленьким количеством подписчиков. Мы просто скидываем ежемесячно деньги, и всё.

У нас практически нет несовершеннолетних, но с их родителями это всё тоже обговаривается на словах.

Тогда в чём заключается задача продюсеров?

Продюсеры следят в целом за домом, за развитием каждого участника, поддержанием мотивации. Они с нами читают, находят нам рекламу и всякие крутые мероприятия.

Почему в подобных проектах участвовать лучше, чем снимать дома?

Первое – это люди, которых ты можешь использовать в своих видео. И, в принципе, окружение: рабочая атмосфера помогает тебе не сбиваться с ритма и постоянно снимать. Дома ты всё-таки можешь дать слабину.

Также куча локаций: если дома у тебя пару локаций есть, то тут их миллион и можно создавать всё новые и новые.

Ну и конечно, когда ты в составе какого-то хауса, то у тебя есть больше рекламы, чем у обычных отдельных блогеров.

А доход общий на хаус или каждый сам по себе? Какой процент отдаётся продюсерам? Вообще TikTok считается проблемной платформой в плане монетизации в сравнении с тем же YouTube. Как с этим справляются на таких крупных проектах?

Если продюсер находит рекламу, то она распределяется на всех в зависимости от прайса по подписчикам. Реклама может идти как на TikTok, так и на другие социальные сети. Самые топовые блогеры получают больше. Если рекламодатель выделяет маленький бюджет, то рекламу берут блогеры поменьше. Если бюджет большой, то реклама распределяется по топовым блогерам, и они делают контент.

У нас процент составляет 70/30, то есть 70 – нам, 30 – продюсерам. В остальных домах, насколько я знаю, всё наоборот.

По поводу монетизации платформы – TikTok сейчас начинает хорошо развиваться. Много крупных рекламодателей приходят сюда. Недавно наш дом рекламировал «Тануки». То есть этой проблемы уже почти нет. Естественно, больше рекламы приходится на Instagram*, потому что там можно рекламировать более мелкие продукты или других блогеров. А в TikTok мы выходим больше на крупные компании. От TikTok мы получаем практически весь свой заработок.

Какого-то одного определённого дохода в месяц у нас не получается. Он распределяется в зависимости от количества рекламы: у блогера могут вообще не взять рекламу, значит, он ничего не получает, или бывает реклама выходит раз в несколько дней. Всё зависит от активности блогера и его аудитории: просмотров, подписчиков, лайков и т. д.

Или, если компания запускает какой-то челлендж в Tiktok, и нужно набрать какую то цифру, то мы стараемся выполнять KPI – если им, например, нужно какое-то число просмотров по хештегу. Тогда мы берем как можно больше блогеров и распределяем на каждого.

Как ты считаешь, есть ли у хаусов будущее? И вообще возможно ли стать популярным, развиваясь самостоятельно?

Я считаю, что за хаусами и есть будущее. Рекламодателям намного интереснее работать с блогерами в TikTok-домах, потому что здесь контент-мейкеры выполняют свою работу намного лучше и чётче. В них хочется инвестировать. Видно, как работодателям не хотелось работать в TikTok, потому что они привыкли к самостоятельным блогерам. Это очень влияет на рынок в этой соцсети сейчас.

Популярным можно стать и в одиночестве, если твой контент выделяется. В хаусах люди со временем выходят на один контент. Но, конечно, на человека, у которого что-то лучше получается, который делает это давно и знает все тонкости, будут смотреть больше.

Часто блогеры, которые развиваются самостоятельно, набирают себе русскую аудиторию, а хаусы зачастую работают на другие страны. У наших блогеров очень большой процент арабов (среди аудитории – Прим. ред.), Америки, Европы, Азии – они гуляют со своими видео по всему миру. Если ты делаешь чисто русский контент, ты будешь дольше получать популярность, чем это делают наши блогеры, получая быструю популярность за счёт всего мира.

В каком направлении, на твой взгляд, будут развиваться TikTok -дома? Что можно было бы усовершенствовать, по твоему мнению, в хаусах сейчас в принципе как в формате?

Я думаю, что TikTok-дома будут выходить на все площадки, в том числе Twitch или YouTube. Они будут вести профессиональную работу над контентом, площадками и рекламой. Я думаю, будут выходить не только на русскую аудиторию, но и уходить в Европу или Америку. Я знаю даже, один хаус планировал выезжать в другие страны, создавать там свои точки и так продвигаться. Насколько эта идея сейчас может быть реализована, я не знаю, но, думаю, в будущем абсолютно точно так и будет.

*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ    

Поделиться: