«Осуждения не было — была тривиализация»: Neotoneya – о музыкальной карьере и её сложностях

В современной музыке с ее четким разделением на жанры, кажется, почти не осталось места смелым новаторам, сочетающим в своем творчестве аспекты нескольких жанров сразу. Но на самом деле, они существуют — просто незаметны на фоне исполнителей, раскрученных и популярных у масс. Насколько сложна карьера представителя экспериментального жанра? Об этом нам рассказал Neotoneya — исполнитель из Мурманска.
— Начнем, наверное, с предопределяющих факторов твоего творчества. Итак, в какой атмосфере ты взрослел? Насколько сильно Мурманск повлиял на формирование твоего характера?
— Атмосфера, как в кино. Думаю, люди, чье детство прошло в провинции нулевых, а подростковые годы — в десятых, примерно одинаковую картину видели перед собой — диковатую, но запоминающуюся. Конечно, это меня формировало, но сложно назвать какие-то конкретные факторы, которые здесь есть, а в других небольших городах нет. Здесь, думаю, вопрос скорее эпохи, чем местоположения.
— До того, как начал заниматься музыкой, были какие-то увлечения?
— В художку ходил, спортом занимался в секциях, но это все давно было.
— В подростковые годы (и в юности) насколько большим был твой круг общения? Если брать общепринятые стандарты, ты был интровертом или экстравертом?
— В юности чуть побольше, чем сейчас, но не сказать, чтоб сильно большой. В целом я скорее интроверт, и общение ради общения мне не нужно, если только с близкими друзьями. А вот интересных людей, которым есть о чем рассказать, я люблю и готов с ними разговаривать бесконечно. Жаль, такие нечасто встречаются.
— С каких жанров музыки (и когда) ты начинал как слушатель?
Какой жанр полюбился тебе самым первым?
— Ну если самым первым, то в детстве я Газманову подпевал.
В школе, как и у многих, начали появляться кассеты и сидюки Эминема, Rammstein, Linkin Park, SoaD, Limp Bizkit, позже всяческий русский рэп, альтернатива…
В общем, вся музыка, в которую люди вкладывали смысл, будучи не обделёнными талантом. Приятным бонусом было переслушать через много лет Reanimation от LP и охренеть с качества продакшена и проработки песен.
Ну, а потом стали появляться более тяжёлые группы типа Architects, старых BMTH, Northlane, Abe Kamui. Немного сибирского панка: Дягилева, что-то из Летова. Сейчас очень люблю внежанровые интеллигентные группы типа Аффинаж.
— В каком возрасте ты сам начал писать музыку и тексты? Как вообще пришло осознание того, что хочется самовыражаться через музыку?
— Первые попытки были лет в 13, наивные, но не самые позорные. Пытался подражать Касте с их «Горячим Временем» и подобному. Но это были прямо робкие попытки. Потом к концу школы познакомился с теперешними друзьями, поставили у меня дома кабинку с поролоном и начали писать свое, в рэп-баттлах участвовали, на фестивали местные ездили. Примерно тогда и загорелся уже основательно.
Потом как раз услышал Sempiternal от BMTH, переслушал старый LP, другие группы и понял, что рэпом в музыке ограничиваться не хочу.
С тех пор и экспериментирую.
— Выбор жанра был как-то обусловлен или это было неосознанно?
— Изначально, как-то само собой получился рэп, особо и вариантов не было, среда вокруг была пропитана им. Позже — сложно сказать. С одной стороны, применяя какие-то новые фишки, ты делаешь это осознанно, с другой — ты применяешь их не в вакууме, а к тому, что уже есть и каждый новый прием прибавляет эклектичности, размывает жанровые рамки.
— Выше ты рассказывал про первые шаги в рэпе и упомянул нынешних друзей.
Проект Noetonebeat — это совместная деятельность как раз с ними? Как он вообще появился?
— Нет, там была другая группа, мы общаемся, но без музыки уже. Ноэтонебит — это я написал другу, собственно, бит и он в начале записи на него задорно так сказал, что «но это не бит». Ну, мне понравилось, сначала я так свои минуса помечал, потом альбом выпустил под этим ником. Но, оказалось, что его никто не может нормально прочитать, да и самому поднадоел. Пришлось менять.
— Насколько быстро у твоих треков появилась аудитория, хотя бы непостоянная?
Какова вообще была реакция масс на твое творчество?
— Хе. Массы — это пока явно не ко мне. Интеллектуальная музыка плохо вирусится, известных медийных друзей у меня нет, как и больших рекламных бюджетов. Так что прибывает не спеша, по мере вливания в это средств.
Но, те слушатели, которые есть — действительно крутая аудитория.
Мне один молодой врач написал, что мои песни помогают ему справиться со смертью пациента — в такие моменты чувствуешь, что это всё не зря. Круто, когда ты можешь музыкой помочь людям, которые помогают другим.
В целом, так как я примерно понимаю, кому подобные жанры заходят — реакция в основном положительная.
— Твое творчество пронизано различными образами и сложными приёмами.
Откуда вообще берутся эти образы?
Есть ли какое-то занятие или сфера деятельности, где ты находишь вдохновение для своей музыки?
— Видимо, культурный багаж. Очень редко получается что-то прям специально придумать, ассоциации цепляются друг за друга, а я их либо принимаю, либо отметаю и жду новых.
Просто смотрю хорошие фильмы, слушаю хорошую музыку, читаю хорошие книги. А потом беру события из жизни, пропускаю сквозь себя и пишу очередную историю.
— Какие книги и фильмы вдохновляли наиболее сильно?
— Сложно сказать. Искусство влияет больше на эмоциональное состояние, чем на какие-то конкретные мысли.
Ну, из самого запомнившегося — трилогия о мести Пака Чхан-ука («Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть»), «Вальгалла: Сага о викинге» Николаса Рефна, оба «Бегущих по лезвию», «Британский психопат», из русского «Тряпичный союз», «Нирвана», сериал «Метод», фильмы Балабанова. Много их, в общем.
Из книг — Рю Мураками — «Дети из камеры хранения», хотя у него большинство книг хороши, Харуки Мураками — почти всё, Чак Паланик — почти всё, «Мы дети вокзала Цоо» — очень сильная биография, на мой взгляд (а фильм — говно).
В целом люблю произведения, где фокус сконцентрирован на одном персонаже, на его переживаниях. Где смысл не в том, что он делает, а как и к чему приходит.
Кстати, еще сильно был впечатлён игрой Hellblade: Senua’s Sacrifice, хотя некоторые это интерактивным кино называют. История о преодолении себя, о пути сквозь страх. Очень крутой опыт.
В итоге — хрен знает. Не было такого, чтобы я что-то посмотрел и такой: «О, это идея для трека». Это просто остается внутри и в нужное время помогает.
— Внушительный список. Вообще, много ли времени остаётся на досуг? Всё-таки, музыка — дело довольно затратное с этой точки зрения.
— Не особо. Пока есть постоянная работа, и музыке не получается уделять желаемое количество времени или сил. Но, уверен, когда-нибудь я решу эту проблему. Да, а, учитывая, что от идеи до рекламы я всё делаю сам — это очень затратно по времени. Вот фильмы интересные в закладки сохраняю — а смотреть некогда. Уже штук 150, наверное, лежит.
— Кстати, насчёт постоянной работы. Где, если не секрет, ты работаешь, связана ли эта сфера с музыкой?
— Вообще не связана. На данный момент занимаюсь автомобильной электроникой. Вообще всю жизнь работаю с техникой, неплохо разбираюсь.
— Тяга к технике — это с детства? Или как увлечение это сформировалось уже в юношеские годы?
— С детства. Первый раз током ударило — сразу влюбился.
Просто как-то пришлось осваивать по жизни, а потом и на первую работу попал и вот.
Это и в музыке помогает: комп там собрать или джеки к кабелям припаять.
— Покрывает ли доход от работы все затраты на музыку? Вообще, много ли финансов уходит именно на творчество?
— Не перекрывает, приходится растягивать по времени покупку, например, некоторой аппаратуры либо юзать кредитку. Но всё относительно. Чем больше вложишь в аппаратуру, тем комфортнее будет создавать, чем больше вложишь в продвижение — тем быстрее раскрутишься. Можно снять хороший клип, заплатив только оператору, но до этого месяц самому подготавливая весь рутинный продакшн, костюмы, сценарий. А можно нанять команду и самому только сниматься. Так что потолка расходов здесь нет. Хорошую идею можно воплотить с любым бюджетом, но чем меньше ограничений, тем, очевидно, лучше.
— Не появлялось желание, скажем так, пойти на повышение — переехать из Мурманска в город покрупнее, например, в Питер?
— Желание есть, но пока нет возможности. Нужно решить некоторые вопросы здесь и тогда уже перебираться.
— С какими еще проблемами, помимо финансовых и временных, ты сталкивался по ходу творческой деятельности? Не было, например, осуждения от родных или чего-то в этом роде?
— Осуждения не было, была тривиализация, сейчас получше, некоторые даже помогают в чем-то. Не хочу сильно развивать эту тему.
— Как ты считаешь, почему далеко не все молодые музыканты добиваются успеха, даже имея финансы и время?
— Не знаю. Либо неправильные стратегии, либо пустая музыка. Думаю, сейчас любой талантливый человек может найти свою аудиторию, несмотря на весь контентный мусор в трендах.
— Есть ли желание не просто творить, а прогрессировать в своем творчестве, усложнять его, выходить на какой-то новый уровень?
— Я постоянно этим занимаюсь.
— А в целом — задумывался, сколько еще лет сможешь заниматься музыкой? Или не приходили такие мысли?
— Я занимаюсь этим в первую очередь для себя, так что не думал. Перестану, наверное, если будет нечего сказать.
— Немного спрошу еще по содержанию треков. Есть ли в твоем творчестве какой-то единый посыл?
— Нет, каждый трек о чем-то своем, жизнь движется вперед. Ну, разве что какие-то общие понятия, типа справедливости и надежды, тянутся через всё творчество.
— Есть ли в альбомах какое-то целостное повествование, единый нарратив, проходящий через все треки?
— Пока концептуальных альбомов я не писал.
— А в планах они есть?
— Только в далеких. Ближайший релиз таковым не будет.
— В ближайшем альбоме будет что-то кардинально новое или он в жанровом понимании будет продолжением предыдущего?
— Будет немного больше электроники, но, в целом, мне кажется, мой непонятный стиль еще не исчерпал себя.
— Совместная работа с Move the Moon звучала вполне органично. А если в целом — ты открыт к сотрудничеству и предложениям о записи фитов?
— Готов, но только если мне понравится чужое творчество.
МТМ мне скинули только крутой инструментал, без их куплета, не люблю низкий неразборчивый экстрим. Но не жалею, необычно получилось.
— В заключение — немного философии.
Что можешь посоветовать молодым исполнителям, только делающим первые шаги в музыке?
— Не гнаться за трендами и верить в себя. И не торопиться выкладывать свое творчество сразу в сеть, лучше потренироваться какое-то время.