Беспилотный автоспорт: от идеи до первых заездов

С момента изобретения беспилотных систем управления автомобилем в 80-х годах прошлого века их история была неразрывно связана с автоспортом. Первые заезды беспилотных авто в Европе проводились на полигоне Mercedes для испытаний спортпрототипов, а главным идеологом развития первой беспилотной серии Roborace стал Лукас ди Грасси — бывший гонщик Формулы 1, ныне выступающий в Формуле Е

Идея 

История Roborace началась в 2017 году. Именно тогда были предложены идеи двух серий поддержки для Формулы Е — Jaguar I-Pace eTrophy и Roborace. Но если первая начала проводиться уже в 2018 году, то со второй возникли некоторые проблемы. Прежде всего программного толка — разработать технику не составляло труда, а вот создать необходимый софт для беспилотных авто оказалось сложной задачей. Почему? Как минимум потому, что ПО для обычных “гражданских” беспилотников кардинально отличается от такого же для гоночных — если первое решает базовые простые задачи по перемещению с той или иной скоростью в несложных условиях шоссе, то второе должно работать на высоких скоростях и на сложных извилистых гоночных трассах. 

Техника 

Первое авто, разработанное для Roborace – Robocar, созданный немецким дизайнером Даниэлем Симоном, весило 1350 кг и было оснащено двумя электромоторами общей мощностью 1350 кг. На корпусе располагались оптические сенсоры, радары, ультразвуковые сенсоры и датчики LiDAR. Однако это был лишь шоу-кар, несколько выставлявшийся на всеобщее обозрение и испытывавшийся в условиях секретности (за исключением тестового выезда на Гудвудском фестивале скорости). Первым действительно рабочим образцом был DevBot, чье шасси и двигатель фактически были целиком заимствованы у болида класса LMP3 от британской фирмы Ginetta. Вместо пилота внутри располагались система управления и некоторые из датчиков. Вся электронная “начинка”, как и у предыдущей модели, была разработана компанией Nvidia. В конце 2018 года была презентована новая версия DevBot 2.0, отличающаяся от предыдущей задним приводом, наличием места для пилота и композитным аэродинамическим пакетом. 

Заезды 

Первый боевой выезд DevBot случился на предсезонных тестах Формулы Е на трассе Донингтон Парк в 2016 году, потом — в рамках гоночных уик-эндов в Гонконге и Марракеше. Перед е-При Буэнос-Айреса на трассу впервые выехали сразу два DevBot, но закончилось это не очень хорошо — она из машин врезалась в другую спустя несколько кругов. А уже в следующем сезоне, на е-При Рима и Берлина, беспилотные автомобили сражались с живыми пилотами — правда, в обоих случаях проиграли. 

Первые официальные соревнования 

В 2019 году начался первый официальный сезон Roborace – Season Alpha. Первая гонка прошла на трассе Монтебланко в Испании, соревновались две команды: британская Arrival (ее возглавляет российский стартапер Денис Свердлов, о котором мы упоминали в прошлом материале про этот спорт) и немецкая TUM, состоящая из студентов Технического университета Мюнхена. 

В 2019 беспилотный автомобиль DevBot выступил на Гудвудском фестивале скорости, установив рекорд этой трассы среди беспилотных авто — 66.96 секунды, а в том же году тот же прототип установил абсолютный рекорд скорости в своем классе — 282.42 км/ч.

Будущее 

В 2020 году было объявлено о начале Season Beta — второго сезона проекта, в ходе которого беспилотные авто будут соревноваться в скорости аж на 12 трассах по всему миру, а зрители смогут наблюдать за этим на ютуб-канале при помощи технологий дополненной реальности. Насколько популярной окажется новая гоночная серия? Покажет лишь время. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.