Айвазовский: от мальчика, рисующего углём на стенах, до самого известного русского мариниста

Айвазовский "Волна"

Родился самый известный маринист России в Феодосии, 17 июля 1817 года. При рождении его звали Ованес Айвазян. Еще в детстве у него нашли талант к музыке: Айвазовский чудесно играл на скрипке. Будучи взрослым, он тоже часто радовал гостей своей игрой. Говорят, что на одном из таких вечеров был Михаил Глинка. Ему настолько понравились татарские мотивы, которые наигрывал художник, что позже он включил эту мелодию в оперу «Руслан и Людмила».

Художник очень любил родной город и большую часть жизни прожил именно там. Кстати, первая жена Айвазовского ушла от него из-за того, что тот не хотел переезжать из провинции.
В 80-х годах 19 века на Феодосию обрушилась засуха. Айвазовский проложил в город трубы от источника, которым владел. Люди могли бесплатно набирать воду, около 50 тысяч вёдер в день.

Художественный талант Айвазовского тоже раскрылся в детстве. Семья мальчика была небогата, поэтому он чаще рисовал не красками на холсте, а углём на стенах. Один из таких рисунков заметил градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Айвазовский всю жизнь вспоминал его подарок – набор водяных красок и стопку рисовальной бумаги – с огромной благодарностью.

Именно Казначеев помог юному маринисту попасть в Академию художеств. Окончив её с отличием, Иван Константинович отправился в Европу за казённый счет. Художник имел успех и там. Чего стоит тот факт, что он был почётным членом в шести городах из шести разных стран: Санкт-Петербурге, Париже, Риме, Амстердаме, Штутгарте и Флоренции.

Айвазовский принёс Хаос в Ватикан
Однажды папа Римский увидел картину Айвазовского «Хаос. Сотворение мира». Он настолько впечатлился ей, что хотел купить, но художник принёс её в подарок. Гоголь шутил: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».

Художник творил очень быстро. Айвазовский написал около 6000 картин за всю свою жизнь, и на каждую он не тратил больше 10 дней. Почему же его полотна узнают по всему миру и без сомнения восхищаются ими?

«Море. Коктебель»

Эту картину Айвазовского по праву считают одной из самых тёплых и ярких работ мастера. На полотне показан опускающийся на Коктебель вечер, и волнующееся, такое красивое, но грозное Чёрное море. Закатное небо загораживает скала Кара-Даг, скрывающая за собой уходящее солнце. Наибольшего романтизма картине придаёт контраст: маленький корабль уже качается на волнах, а лодка спокойно стоит на берегу, еще не почувствовав силу стихии.

«Радуга»

Буря на этой картине Айвазовского отличается от других его бурь. Тут нет тёмных оттенков, все цвета, используемые художником, светлые. Почему же? И где та радуга, о которой говорит Айвазовский в названии картины?

Присмотритесь к людям в лодке. Один из них машет шляпой. Именно он и увидел радугу. Неизбежная, казалось бы, смерть уже настигала моряков, но радуга дала им надежду. Она, воцарившись на небе после Всемирного потопа, означала благословение и прощение Бога. Возникнув над морем в непогоду, она предвещала конец шторма.

«Девятый вал»

«Девятый вал» — самое узнаваемое полотно художника. Её считают жемчужиной в творчестве Айвазовского. Она отлично предаёт весь романтический талант мариниста.

На полотне показана стихия. Несмотря на это, мы не испытываем ужаса, глядя на картину, а приходим в восторг. Надежду дарит солнце, так ярко написанное Айвазовским. Кажется, что моряки всю ночь боролись со штормом, пытались выжить. И вот рассвет. Впереди девятый вал – самый опасный и разрушительный, как считают все моряки. Но лучи солнца пригревают героев картины, словно говоря им, что скоро всё кончится. И кончится хорошо.

«Чёрное море» и «Среди волн»

Крамской говорил об этой картине: «На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

В отличие от большинства картин Айвазовского, «Черное море» можно назвать не романтичным, а реалистичным. Богатство палитры поражает: и изумрудные, и серебристые, и прозрачно-серые, и зеленые тона, и синева, почти переходящая в черноту. Но даже здесь виден лучик света, играющий на воде. Картины Айвазовского никогда не оставались без солнца – без надежды.

Продолжением «Черного моря» можно считать другую картину художника – «Среди волн». Здесь показано, как буря, зарождавшаяся на первом произведении, уже разыгралась. На этом холсте прекрасно виден приём, который так любил и виртуозно использовал Айвазовский – лессировка.

Изначально на картине должна была быть еще и лодка с людьми, но после разговора с сыном, Иван Константинович поменял своё решение. Внук Айвазовского вспоминал: «Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: «Не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?». Художник ужасно рассердился и, ни слова не говоря, повернулся и вышел вон. А на следующий день домочадцы обнаружили, что лодки на картине больше нет.

На самом деле, художник писал не только в привычной нам манере. Среди его картин есть и зимние пейзажи и марины, и графика.

Рассмотреть картины Айвазовского и других выдающихся художников вы можете на мультимедийной выставке «Айвазовский. Кандинский. Ван Гог и Климт. Ожившие полотна». Она проходит в «Люмьер-холле» и продлится до 8 ноября.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.