Босх. Гений Северного Возрождения, не боявшийся показать грехи людей

Посмотрите на эту картину. Что вы видите? Необычные существа, голые тела и множество причудливых предметов. Всё смешанно и сумбурно настолько, что наш глаз даже не понимает, за что ухватиться. Что ж, познакомьтесь, это Иероним Босх.

Это один из самых загадочных художников раннего Северного возрождения. Известно о нём не так много, да и мы будем говорить не столько о самом художнике, сколько о его картинах. Именно они отражают то, каким Босх видел мир.

Так что же характерно для творчества Босха?

Ценности и нравы средних веков
Главной книгой всего средневековья бессомненно была Библия. Большинство людей чтили и следовали заповедям Священного писания, другие были еретиками. Иногда Босха ошибочно относят ко вторым, но это было совсем не так, и тут стоит перейти ко второму пункту.
Глубокая религиозность Босха и его отношение к Библии
Художник состоял в братстве Богородицы, и был одним из самых уважаемых его членов. Он воспринимал Библию буквально, действительно вчитывался в каждое слово и придавал ему значение. И в итоге выходила не очень-то светлая картина мира: жизнь человека греховна и порочна, и даже мысль о Рае есть грех, так как означает гордыню.
Босха любили современники
Его картины покупали, выставляли и ценили. Одним из доказательств его высокого авторитета как христианина было то, что он не подвергался гонениям со стороны инквизиции, хотя мог бы. Даже Питер Брейгель старший начинал свою карьеру именно с подделок на полотна Босха: из-за большой любви к нему, ну и, конечно, ради денег.
Босх любил свой город и почти никогда его не покидал
Ерун Антони ван Акен – так звали живописца при рождении, действительно любил свой город, Хертогенбос, и был одним из самых почитаемых его жителей. То, что Иероним крайне редко оказывался за пределами своей родины тоже важно. Многое на его картинах, например животные или сооружения, он писал, основываясь на рассказах и работах других людей, дорабатывая образы с помощью собственной фантазии.

Героями картин Босха, как и у всех художников Возрождения, были люди. Но, в то время как Микеланджело и Рафаэль воспевали красоту человека, Босх изображал людей такими, какие они есть изнутри. В основном он писал работы в форме триптиха, но, в отличие от других авторов, его работы надо читать не с центра, а как книгу – слева направо.

Символы Босха на самой известной его картине «Сад земных наслаждений».

Внутренняя часть триптиха «Сад земных наслаждений»

На самом деле Босх не давал своим картинам названий. Они были придуманы искусствоведами уже позже.

Внешние створки

Триптих начинается с Бога, держащего в руках книгу.  «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» — гласит надпись на картине. Изображение показывает Землю на третий день создания. На ней еще нет ни животных, ни людей – настоящая красота. Мир у Босха вообще очень интересен: земля плоская, как и полагается видеть землю средневековому человеку, но в то же время она заключена в сферу. Эта форма считается идеальной, божественной, что отражает идею чистоты земли до появления человека.

Но что же нас ждёт внутри триптиха?

Рай

Изображение слева сложно назвать Раем, хоть мы и видим Адама и Еву. Там же находится Иисус, которого тогда ещё не было в Раю. Окружают их странные существа и животные. Отдельного внимания заслуживает тварь, держащая в руках книгу. Это намёк на протестантов, для веры которых достаточно было Библии, а богатство церкви было неприемлемым. Босх же считал церковную культуру необходимой для верного толкования Священного писания, поэтому крайне не любил протестантизм.

В центре же расположен фонтан. Но почему именно он? Как бы иронично ни звучало, но Босх стал жертвой неверного перевода Библии, где слово «источник» истолковали как фонтан. Но даже чудо, источающее жизнь, у Босха неидеально. В его центре сидит сова, которая в средневековье была символом знаний, за которые изгнали Адама и Еву.

Центральная часть

В центре расположен бассейн, в котором находятся голые женщины. Они представляют цель для мужчин, которые скачут вокруг них по кругу на абсолютно разных животных. Это метафора о смысле жизни большинства людей. Но Босх показывает, что цель эта недостижима и пуста, так как всадники бесконечно движутся по кругу.

По саду разбросаны ягоды и фрукты, которые тоже являются символом греха. Ягоды — это еда, приносящая наслаждение (что само по себе греховно), но не дающая насыщение, а от этого бесполезная, что было для средневекового человека неприемлемым.

Ад

Самым очевидным и необычным, на что все сразу обращают внимание, является то, что в аду Босха очень много музыкантов. Они тут не просто так. Музыка тоже греховна. Она вызывает множество эмоций и отвлекает во время службы, что заставляет людей думать не о боге, а о красоте мелодии.

Спорной является фигура на двух ногах. Некоторые говорят, что это автопортрет Босха, но точных подтверждений этому нет, как и тому, что он злоупотреблял алкоголем, так как эта фигура отображает именно пьянство. Ноги в лодках — символ шаткой походки, а внутри фигуры находится кабак.

Босх – удивительный художник, который ловко показывал все пороки человечества через причудливые формы. Другие его работы не менее интересны, стоит только начать ими интересоваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.