«Учиться очень хотелось»: война учёбе не помеха

«Им слишком быстро повзрослеть
Пришлось военною порою.
Перебороть, перетерпеть,
За дом родной стоять стеною.»

(Отрывок стихотворения Светланы Чуевой)

Источник: материалы фотовыставки «Подвиги советских школьников в годы Великой Отечественной войны», Ленинград, 1967 г.

Великая Отечественная война разрушила мечты и надежды тысяч выпускников. Они думали о поступлении в вузы, но ушли на фронт или на работу в тылу. К счастью, советские власти не закрывали школы и университеты, но обучение проходило в жесточайших условиях.

Для проведения занятий приспосабливались новые помещения, ведь множество школ оказались разрушенными. В кабинетах занималось по 30-40 человек, а за партами могли сидеть и по четверо. Детей стали обучать бороться с зажигательными бомбами, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и ожогах, создавать убежища и опознавать противника.

Кстати, после войны были введены привычные сегодня пятибалльная система оценивания, всеобщее обучение с 7 лет, обязательные выпускные испытания и экзамены, вручение серебряной или золотой медали отличникам.

Пионерский лагерь «Красмаша» в годы войны. Источник: книга «Красноярск – Берлин. 1941–1945 гг.»

Небезучастными во время Великой Отечественной войны оставались деятели науки и писатели. Они создавали пособия, чтобы облегчить труд учителей, помогали с размещением классов в пригодных для образовательного процесса помещениях, преподавали и сами.

Но учебников и письменных принадлежностей не доставало. Вместо бумаги использовали поля газеты, обои и ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватало всем.

Учитель русского языка и литературы Соломатина Н.А. вспоминала в рукописной книге «Дети войны»:

«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»

Война нашла отражения и в работах учеников: в сочинениях дети мечтали о победе, мире, в арифметике подсчитывали подбитые немецкие танки, на уроках рисования самыми популярными объектами изображения были самолеты и корабли.

Юноши уделяли особое внимание физической культуре, естественнонаучным дисциплинам, а девочек готовили выполнять обязанности радисток, телеграфисток, телефонисток и медсестер, ведь никто не знал, когда закончится война. После учебы школьники шили одежду в мастерских, выращивали овощи в деревнях, старшеклассники заменяли взрослых на фабриках и заводах.

Учащиеся красноярской школы № 10, 1941 г.

Одни уходили в партизанские отряды, другие шли работать в госпиталь, все как-либо хотели помочь Отчизне.

Источник: материалы фотовыставки «Подвиги советских школьников в годы Великой Отечественной войны», Ленинград, 1967 г.

Тяжелые военные времена закалили характер будущих мужчин и женщин, воспитали в детях дисциплину, показали реалии этого мира. Стремление помочь стране, оказать содействие в победе заставляло каждого школьника и студента выкладываться на максимум. Власти страны сделали все возможное для сохранения системы образования и ее улучшения. Все это в дальнейшем дало прогресс в развитии науки: строительство и совершенствование самолетов, танков и боевых машин, изучение ядерной энергетики, исследование космоса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.